Гиперболоид инженера Лютора

Культура
Москва, 24.07.2006
«Эксперт» №28 (522)
С фильма «Супермен» началась эпоха торжества комикса в кинематографе. «Возвращение Супермена», похоже, сигнализирует о конце этой эпохи

Супермен промахнулся: уж конечно, главный комиксовый герой Америки возвращался с барабанным боем на большой экран, чтобы сорвать банк и взять кассу, и 164 миллиона USD за три недели проката — точно не то, на что рассчитывали продюсеры и Брайан Сингер («Обычные подозреваемые», «Люди Икс 1, 2»), это «Возвращение…» поставивший.

То есть в кино у «человека из стали» модели-2006 (Брэндон Рут, похожий, насколько это возможно, на эталонного Кристофера Рива) все складывается не так уж плохо. Сначала — да, тоже мало поводов для радости: после пятилетней отлучки на родную планету Криптон последний носитель межзвездной мудрости и мощи обнаруживает Землю в плачевном состоянии. Всюду разгул насилия, любимая женщина-репортер Лоис Лейн (Кейт Босуорт) родила, обвенчана с другим и получает Пулитцера за статью «Почему миру не нужен Супермен», а вышедший из тюряги недруг Лекс Лютор (Кевин Спейси) собирается при помощи кристаллов, украденных из Суперменовой арктической берлоги, вырастить в океане новый континент (Америке попутно настанет кирдык под атлантическими волнами), а самого Супермена припороть заточкой из минерала криптонита (потому как больше его ничем не проймешь). Но потом могучий носитель нагрудного знака S поднатужится, пожонглирует автомобилем, гидропланом, океанской яхтой и под завязку целым островом, обнаружит, что анемичный сынок Лоис — на самом деле от него, почти умрет за наши грехи, но благополучно выйдет из комы, оставит зарвавшегося Лютора с подружкой у разбитого вертолета на берегу необитаемого острова (тут в сознание закрадывается страшная мысль, что сценарист читал «Гиперболоид инженера Гарина») и займет подобающее место на звездном небе благодарного человечества.

В жизни у Сингера с компанией все вышло печальнее, и даже понятно отчего. Во-первых, «Супермен» на два с половиной часа — зрелище отчаянно затянутое, даром что каждый кадр напичкан визуальными эффектами и сам себе аттракцион. Во-вторых, «сочетание храбрости, неуязвимости и способности летать», восхищающее Сингера в своем герое, явно недостаточно прекрасно, чтобы помешать заметить: жанр комиксового кино, уже много лет черпающий из колодца «новой мифологии», доскребся-таки до донышка — до самопародийной утомительной глупости.

Презерватив для мифа

Вообще кинокомикс, выросший из бумажных «историй в картинках», — жанр максимальной яркости, доходчивости, упрощенности… и потому (при всей своей неинтеллектуальности) — многозначности. Жанр-презерватив, способный раздуться практически до любого калибра и вместить в свой кричаще-разноцветный пластик практически любое содержимое. В силу всеядности и безразмерности комикс в синкретической и синтетической, не имеющей готовых шаблонов (точнее, имеющей их слишком много — и все не вполне свои) Америке сделался идеальной формой для отливки мифов. Ему отошла ничейная земля, пограничье между повседневностью, историей, культурой, эзотерикой, коллективным бессознательным и Фрейдовым подсознанием.

В современном масскульте миф и сказка вообще приобрели ги

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (522) 24 июля 2006
    Кризис на Ближнем Востоке
    Содержание:
    На обломках мирного процесса

    Более чем десятилетний период попыток разрешить арабо-израильский конфликт путем переговоров завершился вторжением израильской армии в Ливан

    Разное
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Неизвестный русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама