Без российского титана не взлетит

Русский бизнес
Москва, 21.08.2006
«Эксперт» №30 (524)
Недавняя серия договоренностей приведет к беспрецедентной интеграции бизнеса «Боинга» и российского титанового холдинга «ВСМПО-Ависма». Риски ведения бизнеса в России американская компания минимизирует, заручаясь поддержкой ключевых в политике и титановом бизнесе фигур

Российский титановый холдинг «ВСМПО-Ависма» и лидер мировой авиационной индустрии американская корпорация «Боинг» на прошлой неделе окончательно решили тесно связать свои судьбы. Партнерство зафиксировали целой серией давно разрабатывавшихся соглашений (см. «Эксперт» № 16, «Репутация — ничто, титан — все»). В «Боинге» говорят о дружбе как минимум на тридцать лет и о потенциальных контрактах на 18 млрд долларов.

Речь идет о технологической производственной интеграции в изготовлении титановых изделий. На базе создаваемого СП по обработке титана россияне перейдут от поставок титановых сплавов к продаже «Боингу» наполовину готовых изделий — деталей и узлов самолетов, прошедших черновую, а в дальнейшем и чистовую обработку (см. «Навеки вместе»). Фактически «Боинг» готов на немыслимый пятнадцать лет назад шаг — сделать «ВСМПО-Ависму» одним из своих ключевых поставщиков.

Брак по расчету

Конечно, нынешняя серия договоров ВСМПО должна принести России серьезные бюджетные доходы, позволит россиянам овладеть новыми технологиями обработки титана, а действия «Боинга» могут стать ценным подтверждением лояльности крупной зарубежной компании, что само по себе будет катализатором роста инвестиционной привлекательности бизнеса в России. Но в первую очередь долгосрочное партнерство сулит выгоды самим компаниям.

Российский холдинг получит возможность создать полностью вертикально интегрированное производство и продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью. За счет этого «ВСМПО-Ависма» дополнительно будет зарабатывать порядка 300 млн долларов в год (общая годовая выручка от поставок на «Боинг» составит около 600 млн долларов). Кроме того, ВСМПО сможет самостоятельно утилизировать образующуюся в результате обработки заготовок титановую стружку. Ранее отходы, в которые попадала большая часть дорогого металла, «Боинг» продавал по дешевке сторонним американским и китайским предприятиям. Теперь же оперативная переплавка быстро окисляющейся стружки на ВСМПО не только приведет к экономии средств, но и даст возможность избежать сложных технологических процессов по ее очистке.

Не внакладе останутся и американцы. Кроме доходов от наполовину принадлежащего им СП «Боинг» сможет стать приоритетным покупателем у российского титанового холдинга, бизнес которого благодаря вертикальной интеграции отличается высокой стабильностью и гибкостью, а цена на металл заметно меньше, чем у зарубежных конкурентов. По нашим весьма грубым оценкам (цены на титан контрактные, поэтому для расчетов приходится пользоваться непроверенными экспертными цифрами), партнерство с «ВСМПО-Ависма» для «Боинга» означает экономию примерно 200 млн долларов в год. Титановое направление для «Боинга» сейчас особенно важно, поскольку и роль, и доля титановых и титансодержащих изделий резко возрастет в новых моделях самолетов, которые станут лидерами по объемам выпуска уже в ближайшем будущем.

Опасные связи

Тем не менее, несмотря на весь позитив, отношения ВСМПО и «Боинга» выглядят странновато. Выходит, что ключ

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (524) 21 августа 2006
    ФАС против строителей
    Содержание:
    Строители попали под надзор

    Федеральные власти обвиняют столичных застройщиков в ценовом сговоре. Возможная цель этой акции — остудить перегретый рынок жилья и тем самым создать условия для продвижения жилищного нацпроекта

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама