Утруска прекрасного

Культура
Москва, 21.08.2006
«Эксперт» №30 (524)
«Дело Эрмитажа» сделало внутренние музейные проблемы достоянием широкой общественности. Государство получило повод начать тотальную ревизию культурных ценностей

Сокровища российских музеев в опасности — к такому выводу за последние две недели не мог не прийти каждый гражданин России. В самом начале августа мы узнали, что из запасников русского отдела Эрмитажа похищено более двух сотен произведений. Подозреваемые задержаны, а теперь чуть ли не ежедневно антиквары подбрасывают в мусорные ящики украденные из Эрмитажа вещи. В новостных программах замелькали чиновники, демонстрирующие вернувшиеся потиры и иконы. И тут в Российском государственном архиве не досчитались рисунков Якова Чернихова — замечательного архитектора русского авангарда. Директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому выносят выговор за нарушение должностных инструкций. Президент поручает правительству до 1 сентября создать комиссию по ревизии культурных ценностей в музеях.

Первое ощущение — в стране разворачивается настоящая антимузейная кампания. С чего бы тогда еще возник такой пропагандистский напор? Стоит включить телевизор — и обязательно увидишь, как из музеев мира один за другим исчезают шедевры. По «Культуре» — бибисишный сериал «Преступления в мире искусства». По еще одному каналу — два раза за две недели «Возвращение святого Луки», где полковник Зорин ловит вора-рецидивиста, укравшего полотно Хальса. По третьему — «Старики-разбойники»: Евстигнеев и Никулин, чтоб их не списали на пенсию, похищают Рембрандта, а музейные работники пропажи не замечают. Того и гляди, на стенах появятся плакаты: «Товарищ! Музейные ценности в опасности! Будь бдителен!»

Свечной ящик алый

Разумеется, все случилось не вдруг. Двести с лишним предметов из русского отдела Эрмитажа утекли не за день, а лет за шесть. Наследники Чернихова отлавливали на западных аукционах принадлежавшие российским собраниям работы архитектора и много раньше. Без внимания прессы остались не так давно обнаруженные кражи из фондов Исторического музея и Петропавловской крепости, в которых принимали участие их сотрудники. Кражи эти никак не похожи на «похищения века», которые показывают в сериале ВВС. Это вам не Мунк и не Рубенс, не Бенвенуто Челлини. И похитители — не матерые, хитрые и дерзкие бандиты, сбывающие украденные шедевры ненасытным богатым коллекционерам. Тут речь идет о серебряных пудреницах, сахарницах, табакерках, о среднего достатка музейных сотрудниках, о питерских ломбардах, квитанциях с настоящими, не вымышленными фамилиями. Жалкие какие-то истории, выползшие на свет божий из пыли запасников.

Запасники — не то что основная экспозиция, и пропажу того или иного произведения не сразу обнаружишь, особенно если ее изъял тот, кто отвечает за ее хранение. Но и вечно незамеченной пропажа тоже оставаться не может. В целом система проверки хранения выглядит так. Существуют единицы хранения, у каждой из которых есть свой инвентарный номер и своя учетная запись. Когда происходит смена хранителя, он передает свою коллекцию новому хранителю по описи. В этой процедуре принимает участие комиссия, в которую входит главный хранитель, начальник отдела учета. Только убедившись, что набор прои

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (524) 21 августа 2006
    ФАС против строителей
    Содержание:
    Строители попали под надзор

    Федеральные власти обвиняют столичных застройщиков в ценовом сговоре. Возможная цель этой акции — остудить перегретый рынок жилья и тем самым создать условия для продвижения жилищного нацпроекта

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама