Заплатки на дырявой шкуре

Русский бизнес
Москва, 21.08.2006
«Эксперт» №30 (524)
Отмена пошлин на экспорт кожи и импорт кожсырья поможет кожевенной отрасли продержаться, пока не будут решены проблемы обувной промышленности и сельского хозяйства

На прошлой неделе вступило в действие постановление правительства об отмене пошлины на экспорт кожевенной продукции, которая прежде при вывозе облагалась налогом в 10%. Параллельно правительством рассматривается вопрос об отмене пошлины на ввоз кожсырья. Очевидно, что государство решило поддержать кожевенную отрасль. Сегодня, несмотря на отрицательную динамику развития отрасли и падающую рентабельность, некоторым кожевенным заводам удается держаться на плаву как раз благодаря ориентации сбыта на зарубежные рынки. Впрочем, принятые и планируемые таможенные послабления в перспективе положительно скажутся и на развитии кожевенных компаний внутри страны.

От вет-блю к добавленной стоимости

В советское время в стране было более 70 кожевенных заводов, полностью обеспечивающих потребности собственной обувной промышленности. После вступления в рыночную экономику внутреннее производство обуви стало резко сокращаться, а число кожевенных предприятий существенно уменьшилось. Заработать кожевенным предприятиям становилось все труднее. Выжить смогли лишь те производители, которые наладили поставки кожевенного полуфабриката — вет-блю (шкуры, прошедшие дубление, без дальнейшей отделки) за границу, в основном в европейские страны. «В начале девяностых годов поставка вет-блю за рубеж давала бешеную рентабельность — до четырехсот процентов», — вспоминает Нелли Мякунова, директор ярославского кожевенного завода «Хром». Заработанные на этом деньги шли на техническое перевооружение фабрик, увеличение стадий передела и выпуск не только полуфабриката, но и готового продукта. «Все зарабатываемые на экспорте средства мы вкладывали в новое оборудование, — рассказывает Нелли Мякунова. — Кроме того, начали учиться производить готовую кожу, а не только полуфабрикат. Для нас это было актуальной задачей, поскольку в советское время завод работал по госзаказу: выпускал только специальный хром для изготовления офицерских сапог, и технологи были способны работать лишь с одним видом продукта».

Перечисленные меры помогли российским кожевникам подготовиться к изменению конъюнктуры. Во второй половине 90-х рентабельность экспорта полуфабриката значительно упала, что было связано с серьезным ростом закупочной цены на сырье: к тому времени стоимость сырых шкур увеличилась в четыре раза. Параллельно росли цены на энергоносители, химические материалы для выделки шкур, а конечная цена на продукт практически не менялась. Выпуск готовой кожи вместо полуфабриката стал насущной необходимостью, поскольку позволял зарабатывать добавленную стоимость. Эту задачу смогли (или захотели) решить далеко не все, число кожевенных предприятий опять сократилось. В итоге на сегодняшний день функционируют порядка 25 заводов. Львиную долю ассортимента этих предприятий — около 95% — составляет хром — разной степени готовности кожа, предназначенная для производства верха обуви, галантерейных изделий, мебели. Остальное — жесткие кожи для низа обуви, а также для рабочей и военной обуви.

Сегодня среди лидеров кожеве

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (524) 21 августа 2006
    ФАС против строителей
    Содержание:
    Строители попали под надзор

    Федеральные власти обвиняют столичных застройщиков в ценовом сговоре. Возможная цель этой акции — остудить перегретый рынок жилья и тем самым создать условия для продвижения жилищного нацпроекта

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама