Не стыдитесь быть третьим миром

Дан Медовников
директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Стимул»
28 августа 2006, 00:00

Беда у нас с электроникой. Так же как с энергомашиностроением, авто- и авиапромом, фармацевтикой и вообще с любой более или менее высокотехнологичной отраслью промышленности. Представьте, что с этой пары фраз начинает свою заметку какой-нибудь гвинейский или, скажем, албанский журналист — его бы читатель не понял. Не может быть беды с тем, чего нет.

У нас еще все есть, даже электроника. Это-то и бередит наше национальное эго, заставляет чиновников, бизнесменов и ученых собираться во всяческие комиссии и писать «программы» превращения нас в технологическую державу. Ничего, это пройдет. Не парьтесь, господа, ваши комиссии ничего не решат — мы уже там, в третьем мире. Чубайс может позволить себе наглость требовать 75 миллиардов долларов у президента и страны на возрождение отечественной энергетики, но даже он отлично понимает, что денег этих ему никто не даст, да и не в деньгах уже дело. Наши места в клеточках мировой технологической матрицы четко обозначены: разведка и добыча ресурсов с помощью импортных консультантов, посильное заполнение внутреннего рынка в зонах с умеренной нормой прибыли, исследования и разработки на условиях офшора (раз мы такие умные) и решение логистических проблем остального мира — все-таки много места на поверхности нашей планеты пока занимаем (последнее, правда, зависит от уровня наших военных систем, но тут НТП о нас позаботился — у оружия массового поражения длинный инновационный цикл).

Это тоже стратегия, в ее рамках можно научиться жить, и, может быть, даже неплохо. Более того, наше место в мировой табели о рангах будет выше и Гвинеи, и Албании. Правда, Китай и Индия нас здорово обойдут. Но это ничего, надо просто умерить свои амбиции и спокойно относиться к тому, что интегральные схемы, газотурбинные установки и лекарства нам будут поставлять не только с Запада, но и с Востока.

По сути, описанную выше ситуацию наша элита уже признала. Программа «развития электронной компонентной базы» — яркое тому подтверждение. Два с половиной миллиарда долларов, размазанные по нескольким центрам «электронной активности», — вполне достаточная сумма, чтобы ответить на упреки о бездействии и одновременно не произвести действия, нарушающего сложившийся мировой технологический порядок.

На самом деле принадлежать к третьему миру комфортно — все более или менее серьезные инвестиционные, технологические и, как результат, политические решения принимаются за тебя. Ну какое нам дело, произойдет ли через пять лет в электронике переход к MEMS (Micro Electro-Mechanical System), а через десять — к квантовым вычислениям? Стоит ли нам ломать голову над дешевой солнечной энергетикой или продлением жизни? Рисковать деньгами и ответственностью будут другие национальные экономики. Неприятно во всей этой ситуации только одно: зачем мы на уровне вполне серьезных ведомств и компаний пытаемся сделать вид, что третий мир — это не про нас? Принимаются программы, создаются под эгидой разных министерств венчурные фонды с государственным участием, руководители федеральных агентств сообщают нам о начале реализации совершенно нереализуемых проектов, нобелевские лауреаты и академики поплоше выступают в национальных СМИ с призывами возродить технологическое лидерство на «ключевых направлениях НТП». Я так уже давно смирился с тем, что надо двигаться в сторону третьего мира. Хрен с ней, с геополитикой и геоэкономикой, — давайте просто жить. Это не стыдно, как не стыдно пользоваться импортными телевизорами, мобильными телефонами, компьютерами и автомобилями. В конце концов, мы же платим за это — газ, нефть, территория и стратегические ядерные силы обеспечат нам относительно справедливую цену за блага цивилизации.

Что касается электроники, признаем честно, что необходимые пять миллиардов долларов на современную фабрику и как минимум столько же на инфраструктурное сопровождение элита наша выделить не готова. Нет даже понимания, зачем бы нам такая фабрика понадобилась.

Короче говоря, давайте приобщаться к третьему миру с открытыми глазами. Надо только преодолеть комплекс интеллектуальной и инновационной нации. Пусть не Китай, но ведь пока и не Гвинея.