Осмысление России

Николай Попов
28 августа 2006, 00:00

Новейшее социологическое исследование выявило, что большая часть имеющихся оценок российского общества грешит необоснованным пессимизмом

Полтора года назад Институт общественного проектирования совместно с компанией ROMIR Monitoring реализовал проект «Стратификация современного российского общества» (руководитель проекта — Михаил Тарусин). Анализ результатов этого крупномасштабного исследования привел к появлению книги «Реальная Россия», которая только что вышла в свет. Книга эта занимает особое место среди научных работ, посвященных изучению российского общественного мнения. Тому есть несколько причин.

Во-первых, это целевое исследование структуры современного российского общества социологическими методами, которое закладывает фундамент для дальнейшего ее изучения. Ценность полученной информации заключается, помимо прочего, еще и в том, что она может быть принята за точку отсчета при долговременном изучении изменения социальной структуры.

Во-вторых, по объему и параметрам (опрошено свыше 15 тыс. респондентов по всероссийской репрезентативной выборке) исследование это можно считать фундаментальным трудом, результаты которого еще долго могут быть объектом научного анализа. В программу исследования авторы заложили около десятка отдельных тем, каждая из которых может рассматриваться как в контексте всего материала, так и самостоятельно.

В-третьих, актуальность и новизна выводов заставляют по-новому взглянуть на современное российское общество и на происходящие в нем процессы. Фактически выявлена новая социальная структура общества, по своему построению кардинально отличающаяся от общества советского формата.

Анализируя выявленную ими структуру российского общества, авторы книги впервые в нашей социологии на основе данных полевых замеров выделяют новый российский «средний класс» и определяют его место в современном обществе. Одновременно они получили возможность описать те социальные группы, которые в силу различных исторических причин оказались сегодня на социальной периферии.

Новая социальная структура определяет и новое содержание мировоззренческой палитры общества, в которой отнюдь не доминируют иждивенческие, патерналистские по отношению к государству настроения, как порой принято считать. Наряду с идеологией социального консерватизма, традиционного для общества советской формации, сформировалась обширная платформа либерального консерватизма на базе растущего среднего класса и людей нового мышления, которые рассчитывают на свои силы и энергию и нуждаются как в стабильности, так и в условиях для проявления своей предпринимательской энергии и инициативы.

Один из важнейших выводов, который делают авторы исследования, состоит в том, что, несмотря на существенные различия между социальными группами, общество в целом приняло ценности демократии и позитивно относится к рыночной экономике, интенсивно осваивая ее пространство как в секторе частного предпринимательства, так и в зоне крупного капитала. Авторы считают, что полученные данные не выявили непримиримых противоречий в современном российском обществе и конфликтов, которые могли бы даже в среднесрочной перспективе привести к социальному взрыву. Вместе с тем отмечают, что существует определенный разрыв между основной частью населения и сегодняшней национальной элитой, которая не освоилась еще со своей ролью лидера в новом обществе.

В то же время, анализируя, как население оценивает различные стороны жизни общества и наиболее острые, актуальные проблемы, авторы определяют рейтинг серьезности этих проблем в глазах населения и различных его слоев, а также выявляют те из них, которые вызывают у народа особую тревогу и угрожают стабильности общества. Вместе с тем авторы считают, что многие сегодняшние оценки российского общества грешат излишним и необоснованным пессимизмом и что позитивные перемены, произошедшие за последние семь-восемь лет, не в полной мере осмыслены и оценены.

Книга написана в жанре «социологического реализма», и к числу ее недостатков можно отнести чрезмерное желание авторов объять как можно больше сторон современной социальной реальности, что порой отражается на качестве и глубине анализа. С другой стороны, большой объем фактического материала может послужить предметом еще не одной научной работы. Понимая это, авторы открыли электронную базу с материалами исследования, бесплатно предоставляя ее всем желающим.

Одной из несомненных удач можно считать пятую главу — «Методология стратификации», где подробно представлены конструкция выборки и методика исследования, что позволяет сделать вывод о надежности собранной информации и делает книгу ценным учебным пособием как для будущих социологов, так и для действующих ученых-практиков.

В целом книга написана простым и ясным языком, почти не засорена ненужными наукообразностями, что делает ее доступной для самого широкого круга читателей, для которых понимание новой реальной России является не только профессиональной необходимостью, но и внутренней потребностью. Можно порекомендовать этот труд политикам и обществоведам, бизнесменам и журналистам, а также простым читателям, которым будет интересно познакомиться с социальной структурой современного общества и, возможно, определить свое место в этой структуре.