Авторское право станет цифровым

Повестка дня
Москва, 04.09.2006
«Эксперт» №32 (526)
Вступившие в силу 1 сентября поправки в закон «Об авторском праве и смежных правах» наделяют авторов любых произведений исключительными правами на распространение своих творений в интернете

Новая норма, закрепляющая за авторами так называемое право на «доведение до всеобщего сведения», то есть возможность «сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору», была закреплена в законе еще в 2004 году, но вступила в силу только сейчас. По замыслу Минэкономразвития, которое и внесло соответствующую поправку в закон, отсрочка в два года давала возможность всем участникам рынка договориться с владельцами авторских прав.

Но отсрочкой почти никто не воспользовался, однако теперь договариваться с авторами придется всем, кто хочет остаться в легальном поле. Основной удар новый закон нанесет по музыкальным интернет-магазинам. Именно они все последние годы успешно наращивали продажи, большей частью игнорируя владельцев авторских прав и предпочитая другую схему работы. Магазины заключали соглашения с так называемыми коллективными обществами по управлению авторскими правами (в частности с РОМС — Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям), отчисляли им со своих продаж определенные суммы, которые те должны были выплачивать авторам. Но, судя по многочисленным судам между правообладателями и музыкальными сайтами, последняя транзакция выполнялась не всегда. При этом цены российских магазинов были в десять раз ниже западных. Теперь всем музыкальным интернет-магазинам придется договариваться с авторами напрямую, а значит, цены музыкальных трэков могут сравняться с западными.

Между тем владельцы магазинов сетуют, что договориться со всеми авторами почти невозможно, а рост цен угрожает их бизнесу, зато мейджоры (крупнейшие мировые звукозаписывающие компании Sony BMG, Universal, Warner Music и EMI) ожидают существенного роста доходов от пресечения, как они считают, пиратства в рунете. Ведь отечественный сайт AllOfMP3.com, про который регулярно пишет обличительные заметки Washington Post и который продает музыку по лицензии РОМС, по некоторым оценкам, занимает второе место в мире по количеству скачиваний после магазина компании Apple.

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (526) 4 сентября 2006
    Бюджет
    Содержание:
    Бюджет без политики

    Заявления о предвыборно-социальной направленности федерального бюджета на 2007 год — сильное преувеличение. В отсутствие самостоятельных партий основным приоритетом всех бюджетов после 2003 года является пополнение стабилизационного фонда

    Обзор почты
    Реклама