Как вы видите нынешние перспективы «Коммерсанта»: сумеет ли он сохраниться как независимое качественное СМИ?

4 сентября 2006, 00:00

Михаил Рогожников, главный редактор журнала «Коммерсантъ» в 1993–1995 годах:

— Судить пока о чем-либо сложно, но если сравнивать ситуацию в начале девяностых и сейчас, то тогда «Коммерсантъ» бурно развивался в основном за счет инвестиций со стороны. В последние же годы «Коммерсантъ» развивается в основном за счет собственных доходов, отсюда и недоинвестированность, которая характерна для большинства наших СМИ. С приходом же нового владельца эта ситуация может измениться. Во всяком случае, хочется надеяться именно на такое развитие событий.

Алексей Кондратьев (советник шеф-редактора ИД «Коммерсантъ», в газете с ноября 1989 года):

— Девственность мы потеряли, когда Яковлев продал «Коммерсантъ» Березовскому, была довольно запутанная история, были серьезные страхи и опасения. Но потом оказалось, что мы работаем как работали. Никакого непосредственного вмешательства в редакционную политику, в позицию газеты не было. Коммерсантовские традиции остались, общая линия осталась. Тот опыт подсказывает, что и сейчас не стоит опережать события и хоронить «Коммерсантъ». Другое дело, что прогнозировать что-либо трудно. У Усманова нет опыта работы со СМИ и нет никаких даже общих ориентиров, для чего он купил «Коммерсантъ», как он может себя повести.

Дмитрий Бутрин (заведующий отделом экономической политики газеты «Коммерсантъ»):

— Перспективы независимости «Коммерсанта» внятно определить сегодня невозможно. Для себя я решил, что, пока независимость остается, я буду здесь работать и делать все, чтобы «Коммерсантъ» оставался «Коммерсантом». Но сегодня у меня есть серьезные опасения: события развиваются по самому антиутопичному сценарию и пока нет никакой информации, которая могла бы эти опасения опровергнуть. В частности, я не понимаю, зачем Усманову «Коммерсантъ», тем более за такие деньги, даже если это 200–250 миллионов, а не 300, как пишут.

Сигналом о критических для меня изменениях будет вмешательство в редакционную политику. Увольнения отдельных сотрудников — это право собственника, другое дело, что тут многое зависит от мотивации. Если это профессиональная мотивация, например создание новой команды, то тут нет никаких проблем. Но если мотивация будет чисто идеологической или вообще никакой мотивации не будет — это, собственно, и есть вмешательство в редакционную политику.

Александр Тимофеевский (с 1992-го по 1994 год — личный консультант Владимира Яковлева):

— Главным событием в истории «Коммерсанта» была первая продажа ИД Яковлевым Березовскому. Этот вопрос надо было задавать тогда, но тогда он никому не приходил в голову, потому что Березовский был одним из столпов режима, а режим сам по себе у медиадеятелей не вызывал никакого противодействия. А потому никакой драмы тогда не возникло, хотя по идее она должна была возникнуть именно тогда. Хотя бы потому, что Березовский был одним из самых одиозных русских олигархов с ужасающей репутацией.

Но в итоге Березовский не слишком вмешивался в редакционную деятельность и газете удалось очень многое сохранить. Что будет теперь, непонятно. «Коммерсантъ» все-таки является уникальным брендом, по сути дела национальным достоянием России. Поэтому взять сейчас и загубить его было бы совершенно чудовищно. И я очень надеюсь, что власть этого не сделает. Впрочем, насколько я знаю, она и не собирается этого делать. Туда уже позван Васильев, и приглашение это было ему сделано, как говорят, Алексеем Громовым. И, я думаю, оба этих человека прекрасно понимают что делают. И из этого вполне можно сделать вывод, что газета будет такой, какой она была до Бородулина. То есть вполне себе по российским понятиям независимая.