Высшая образовательная политика

Общество
Москва, 04.09.2006
«Эксперт» №32 (526)
Доступность качественного образования и его ориентация на инновационную экономику и глобальный рынок труда — таковы основные тенденции в мировом образовании

Какие образовательные задачи сегодня решает мировое сообщество? В каком направлении развивается образование? Какой образовательной политики придерживаются разные государства? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы побеседовали с руководителями образовательных ведомств трех стран — России, США и Индии. Одни и те же вопросы мы задали Маргарет Спеллингс, министру образования США, Андрею Фурсенко, министру образования и науки РФ, и Даггубати Пурандещури, заместителю министра по развитию человеческих ресурсов Индии.

— Какие вызовы современный мир бросает образованию?

Даггубати Пурандещури: Часть населения нашей планеты малообразованна или вообще неграмотна, а современное образование должно быть доступным для всех и охватывать все социальные слои и группы. Например, в Индии, учитывая культурные и исторические особенности страны, необходимо сделать образование более доступным для женщин, представителей национальных меньшинств и детей, особенно девочек. Что касается сценария не национального, а международного образования, то речь в первую очередь идет о взаимном признании квалификаций и научных степеней. Существующее сегодня непризнание национальных дипломов разными странами — очень серьезный вызов для всего мира в условиях глобальной экономики.

Андрей Фурсенко: Уровень подготовки специалистов в мире в целом не соответствует задачам экономического и социального развития. Системы образования в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, были ориентированы на то, чтобы готовить людей, предлагающих новые технические решения. Эта задача актуальна и сегодня, но появилась и параллельная — готовить квалифицированных потребителей. Потребителей не благ, а наработанных технических решений, технологий, подходов, знаний. Люди должны научиться использовать эти наработки в конкретных ситуациях.

Второй вызов — вызов открытости. Если говорить про мировую систему образования, то она недостаточно ориентирована на внешнюю ситуацию: на потребности общества и экономики. В каких-то странах сильнее, в каких-то слабее, но в целом везде национальные системы образования замкнуты на себя, а не на внешние запросы.

Маргарет Спеллингс: Мы живем в мире, который меняется быстрее, чем когда-либо раньше, и для того чтобы соответствовать этому изменяющемуся миру, мы должны адаптироваться к быстрым изменениям и сами расти и двигаться быстрее. Мы должны предоставить студентам серьезную образовательную базу и помочь им развить критическое мышление и умение решать задачи. Это им потребуется, чтобы быть конкурентоспособными в XXI веке.

Несмотря на серьезные экономические, культурные, политические различия стран мира, представления государственных элит об образовании сближаются

— Что является бесспорным преимуществом вашего национального образования и какие проблемы в образовании пока не решены?

Д. П.: Мы гордимся тем, что в Индии достаточно хорошо развиты информационные технологии. Это явное наше достижение. Мы также очень продвинулись в области биотехнологий. И мы очень серьезно относимс

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (526) 4 сентября 2006
    Бюджет
    Содержание:
    Бюджет без политики

    Заявления о предвыборно-социальной направленности федерального бюджета на 2007 год — сильное преувеличение. В отсутствие самостоятельных партий основным приоритетом всех бюджетов после 2003 года является пополнение стабилизационного фонда

    Обзор почты
    Реклама