Человек и шимпанзе

Наука и технологии
Москва, 11.09.2006
«Эксперт» №33 (527)

Ученые из Калифорнийского университета обнаружили ген, который, по их предположению, сыграл определяющую роль в эволюции человека. Статья о результатах исследований американских ученых опубликована недавно в Nature.

Ученые и раньше проводили исследования по сравнению геномов приматов и человека. Несколько лет назад был создан международный консорциум по картированию генома шимпанзе. Результаты исследований показали, что геном шимпанзе совпадает с геномом человека на 98,8 процента. Разница в 1,2% касалась только кодирующей части генома, существенные различия в распределении последовательности нуклеотидных оснований были выявлены в некодирующей части. В ходе исследований выяснилось, что у шимпанзе нет 53 »человеческих генов», а у человека нет некоторых генов шимпанзе. Но даже в совпадающих фрагментах некоторые гены отличались активностью. Ученые выделили шесть участков генома, которые достаточно стабильны у людей, а у шимпанзе нередко содержат мутации. На одном из этих участков расположен ген, ответственный за развитие речи, и он различается у человека и шимпанзе. Но тогда ученые не нашли генов, которые бы объясняли многие другие отличия человека от шимпанзе, например быстрый рост головного мозга. Похоже, что недавно исследователи из Калифорнийского университета подобрались к разгадке.

На этот раз ученые выделили 49 участков генома, которые у человека менялись достаточно быстро. Одна из исследователей, Кэтрин Поллард, назвала эти участки зонами ускоренного развития. Особое внимание ученые обратили на один из участков, содержащий ген HAR1F с 7-й по 19 неделю внутриутробного развития, в период формирования неокортикса.

Ученые считают, что эта область генома появилась 300 млн лет назад и она есть только у птиц и млекопитающих. Но до человека она эволюционировала достаточно медленно. У шимпанзе и курицы всего два различия, у человека и шимпанзе — уже 18. По мнению исследователей, эта область эволюционировала с огромной скоростью — в 70 раз быстрее, чем остальной геном, именно она, по-видимому, и способствовала появлению человека разумного.

Ученые пока не могут дать объяснений столь стремительной эволюции этого участка генома. И продолжают исследовать еще 48 участков, которые отличают людей от шимпанзе.

№33 (527) 11 сентября 2006