Экономическое усиление черных

11 сентября 2006, 00:00

Инвестиционный климат в ЮАР в настоящее время определяет прежде всего политика так называемого экономического усиления черных (Black Economic Empowerment, BEE). Основополагающий документ — ВЕЕ Асt № 23, 2003. На его основе были приняты отдельные хартии для добывающей промышленности, сферы информационных технологий, финансового сектора, сельского хозяйства, виноделия, транспорта, строительства, туризма и др. В хартиях вводятся следующие термины: historically disadvantaged South Africans (HDSA) — «исторически угнетенные южноафриканцы» (в категорию входят также инвалиды, женщины, жители отдаленных территорий, индийцы и цветные); empowering companies, то есть компании, ставшие на путь исправления (empowerment); еmpowerment companies — уже исправившиеся; HDSA companies — компании, которые изначально принадлежат или контролируются исторически угнетенными южноафриканцами; BEE-companies — компании, принимающие участие в программах ВЕЕ. В empowering companies черным должен принадлежать блокирующий пакет, в empowerment companies — контрольный пакет. Основная идея BEE Act — к 2014 году достигнуть уровня 26% акций у черных как в каждой отдельно взятой компании, так и в экономике в целом.

По данным Ernst and Young Management Services, в 2003 году в рамках ВЕЕ было заключено сделок на 6,5 млрд долларов. По словам Майка Лоуи, представителя оппозиционной партии «Демократический альянс», около 60% приобретений приходится на двух человек — Пэтриса Мотсепе и Токио Сехвале. Крупнейший нефтехимический концерн Sasol в официальном заявлении для Нью-Йоркской биржи назвал процесс ВЕЕ основным риском для своего развития. Следствием ВЕЕ стало сокращение прямых иностранных инвестиций, при этом собственно южноафриканский капитал устремился за рубеж. В ответ правительство ЮАР ввело ряд заградительных мер против вывода капитала.

Тем не менее большая часть руководителей крупнейших компаний южноафриканской экономики подписали ВЕЕ-хартии, подразумевающие частичный передел собственности в пользу коренного населения, наем этого населения на работу, а также широкие социальные обязательства в рамках частно-государственного партнерства. Эти уступки были платой за сохранение социального мира в стране, и платой вполне приемлемой.

Несмотря на нерыночный характер BEE-механизма, в последнее время появились признаки того, что инвесторы начали привыкать к новым правилам. В 2005 году объем прямых иностранных инвестиций вырос до 6,3 млрд долларов (350 млн долларов в 2003 году), рост ВВП составил около 5% (4% в 2004 году). Успех российских инвесторов будет в значительной мере определяться знанием всех нюансов ВЕЕ-законодательства и правильным выбором ВЕЕ-партнеров.