Моцарт, пеши исчо!

Культура
Москва, 11.09.2006
«Эксперт» №33 (527)
Главное событие музыкального года, фестиваль в Зальцбурге, посвящённый 250-летию Моцарта, получилось никак не безупречным

За предыдущие поездки на Зальцбургский фестиваль я привык ожидать от тамошнего оперного спектакля более или менее определённого вписывания в одну тенденцию — и чёткого следования второй.

Первая из них — подчёркнутая современность постановки. Классическая опера, ставшая предметом такого опуса, рассматривается как повод для экзистенциалистских и садомазохистских вариаций на какую-либо достойную тему: про Эроса, там, или про Танатоса. В идеале «современная курсивом» постановка состоит из нескольких элементов. Предельно условные, если не абстрактные декорации. Максимально возможное количество не предусмотренных партитурой персонажей; особо приветствуется вывод на сцену косяков не-людей: грибы, собаки, привидения, страсти и проч. Хорошо одеть персонажей бомжами и (или) эсэсовцами, но допускается и простецкий унисекс; в любом случае — как можно больше полной или хотя бы частичной наготы. И побольше секса — с политкорректной долей секса однополого. Текст либретто, мешающий подобным образом развлекаться, можно и поменять, но обычно не меняют: творить на сцене нечто, зримо противоречащее поющимся с неё же словам, считается как бы ещё «прикольнее» — пардон, современнее.

Попадались, конечно, и спектакли, где всего этого не было или почти не было (например, строгий и монументальный «Тристан» в 2000 году), но они воспринимались мейнстримной критикой как досадные неудачи постановщиков, а обскурантами вроде меня как приятный сюрприз. Современная в указанном смысле постановка может оказаться и хороша («Король Артур» Юргена Флимма в 2004 году или «Милосердие Тита», о котором речь дальше), но чаще режиссёрские кунштюки сильно портят впечатление.

Однако раздражение от современной рутины всегда покрывалось (на мой-то вкус, и с избытком) радостью от другого неизменного свойства зальцбургских спектаклей: великолепное исполнение, прежде всего поразительно удачный кастинг. Не все роли — даже не все главные роли — исполнялись звёздами, но мне не попадалось случая, чтобы певец, пусть и совсем малоизвестный, спел свою партию посредственно. Вообще, если претензии к музыкальной стороне спектаклей и бывали, то обычно по деталям второго порядка.

Побывав на шести, а считая концертное исполнение «Идоменея», и на семи операх юбилейного фестиваля нынешнего года, могу констатировать: с первой из отмеченных тенденций мало что изменилось, но вторая дала серьёзнейшую трещину.

Певцы и дирижёры

Строго говоря, судить об успехе или неуспехе всего фестиваля-06 я не имею права. Я видел далеко не всю его программу — и даже не всю музыкальную, и даже не всю оперную программу — и, что ещё хуже, я не видел постановки, объявленной гвоздём фестиваля, новой «Свадьбы Фигаро». С другой стороны, полагаю, что именно таких, не всеохватных зрителей Зальцбурга пока заметное большинство (пока — потому что до конца года обещано выпустить на DVD записи всех фестивальных спектаклей), а потому и их — наше — мнение имеет некоторый смысл. Так что, со всеми подобающими оговорками о неполноте впечатления, всё-т

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (527) 11 сентября 2006
    Кондопога
    Содержание:
    Тема: война в городе

    Московские СМИ поспешили увидеть в кондопожских событиях эскалацию праворадикальных настроений русских. Никто не пожелал увидеть настоящую причину городской войны — невероятную по масштабам и последствиям коррупцию

    Обзор почты
    Общество
    Реклама