Неадекватный ответ на реальную угрозу

Русский бизнес
Москва, 11.09.2006
«Эксперт» №33 (527)
Угроза Литвы ограничить транзит грузов между Калининградом и остальной Россией заставляет бизнес искать обходные транспортные маршруты. Однако их возможности не отвечают потребностям области в перевозках, так что грузооборот между эксклавом и Россией сократится

История, последним эпизодом которой стала угроза Литвы приступить к ремонту железной дороги, началась в конце июля. Тогда на участке Унеча-Полоцк первой нитки нефтепровода «Дружба», построенной в 1964 году, произошла авария и в окружающую среду попало 48 кубометров нефти. Прорыв устранили довольно быстро, но в ходе проверки состояния двух ниток трубопровода (вторая построена в 1972 году) было обнаружено 745 дефектов, способных в любой момент привести к авариям.

Из-за аварии и начавшегося ремонта поставки сырья на нефтеперерабатывающий завод литовской компании Mazeikiu Nafta сократились вдвое. Однако снабжение удалось быстро восстановить: уже через два дня после аварии на трубопроводе в Литву пришел первый танкер со 100 тыс. тонн нефти, а к середине августа Мажейкяйский НПЗ получал требуемые 27 тыс. тонн в сутки.

Правда, использование танкеров повышает стоимость нефти для НПЗ на 7,5 евро за тонну, что, по утверждению литовцев, серьезно осложнит бизнес компании, если ремонт затянется. Видимо, с целью поторопить Россию Литва в середине августа обвинила Москву в преднамеренности отключения Мажейкяйского НПЗ от трубопровода. Согласно литовской версии Россия сделала это в отместку за то, что пакет акций компании Mazeikiu Nafta, некогда принадлежавший ЮКОСу, был продан польской компании PKN Orlen. Литва сочла возможным адекватным ответом «политический» ремонт железной дороги, который ограничит ее пропускную способность.

Эта угроза обеспокоила калининградских предпринимателей и российские власти. Ограничение объемов перевозок между эксклавом и остальной Россией обернулось бы для области катастрофой — восточное направление является основным в калининградском грузопотоке. Некоторые отрасли местной промышленности достигли немалых объемов производства за счет таможенных льгот особой экономической зоны и занимают от 10 до 40% российского рынка по ряду товаров. Это прежде всего мясные и рыбные полуфабрикаты и консервы, мебель, бытовая техника, жиры, холодильные установки, ковровые покрытия.

Тема грузового транзита обсуждалась в конце августа в Сочи, куда на встречу с президентом Владимиром Путиным был вызван глава Калининградской области Георгий Боос. Губернатор отрапортовал об очень кстати завершенном строительстве инфраструктуры для железнодорожно-паромной переправы в Балтийске, а также доложил о способности парома компенсировать возможное ограничение грузопотока.

Вероятность того, что Литва перекроет дорогу, невелика (транзит российских грузов приносит республике несколько сотен миллионов евро в год). Но все же непростые отношения между двумя странами могут подтолкнуть Вильнюс к демонстративному шагу во имя «большой политики». Калининградской области такой поворот событий грозит немалыми потерями.

Экспорт-импорт пойдет мимо

По железной дороге границу Калининградской области с Литвой ежегодно пересекает в среднем 18 млн тонн грузов. В их числе — примерно 13 млн тонн российского экспорта, идущего через калининградские порты с основной территории страны, 9 мл

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (527) 11 сентября 2006
    Кондопога
    Содержание:
    Тема: война в городе

    Московские СМИ поспешили увидеть в кондопожских событиях эскалацию праворадикальных настроений русских. Никто не пожелал увидеть настоящую причину городской войны — невероятную по масштабам и последствиям коррупцию

    Обзор почты
    Общество
    Реклама