Близорукий тюнинг

Спецвыпуск
Москва, 18.09.2006

Иностранные банки работают в России как инвестиционные фонды с особым статусом. Для многих глобальных банков выход на российский рынок — это венчурный проект с франчайзинговой составляющей, когда головной банк продает вновь созданной структуре на арендных началах собственный бренд, инвестируя в него ресурсы под процент на развитие коммерческих проектов. Проекты могут быть разные: от спекулятивных на фондовом рынке и кредитования на неотложные нужды до инвестиционных проектов в области корпоративных финансов.

По сравнению со страховым рынком, где западным страховщикам разрешается очень ограниченно заниматься только страхованием жизни, в банковском секторе ограничения деятельности западных банков очень расплывчаты и неочевидны. Российские банки в такой ситуации применяют новые стратегии выживания.

Во-первых, это слияние и поглощение, позволяющее значительно укрупнить банковский бизнес и занять новые более существенные доли на различных рынках.

Во-вторых, существенные инвестиции в развитие со стороны акционеров банков, которые позволяют усилить влияние банка и его долю в определенном сегменте финансового рынка. Наиболее популярные на сегодня точки приложения усилий — это розничный бизнес и инвестиционный банкинг.

Третью стратегию, которая становится все более популярной, я назвал бы стратегией предпродажного «тюнинга». В результате формируется специфическая модель бизнеса — «коробочный вариант» банка, готового к продаже. При этом такой банк серьезно ограничен в своем бизнесе, так как любые серьезные шаги по развитию деятельности оцениваются прежде всего исходя из принципа максимизации текущей рыночной оценки банка, что может противоречить долгосрочным интересам развития банка и его рыночного позиционирования. Сложился целый класс банков, которые работают только на повышение собственной предпродажной стоимости, зачастую уже изначально переоценивая себя. Желание найти себе зарубежного партнера во многом находит отражение в получении международных рейтингов и привлечении западных аудиторов, оценки которых понятны и приемлемы для западных инвесторов.

Крупные банки в России остаются очень привлекательными для западных стратегических инвесторов не только из-за существенных долей контролируемых ими растущих рынков, но и потому, что за такими банками стоят крупные клиенты, также интересующие иностранных инвесторов ничуть не меньше, чем банки, в которых они обслуживаются.

Капитал не догоняет активы

В первом полугодии 2006 года активы российской банковской системы выросли на 17,7%. Этот темп соответствует 35–40% годовой динамики, характерным для последних лет. Степень концентрации активов крупных банков остается достаточно высокой, на долю 200 крупнейших банков приходится 92% (91% на 1 января 2006 года) активов российской банковской системы. Среди банков, активы которых увеличились в первом полугодии 2006 года, особенно быстро следует отметить Россельхозбанк, Хансабанк, Энергобанк, «Совфинтрейд» и банк «Кредит Свис Ферст Бостон» (Москва). Активы этих банков у

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (528) 18 сентября 2006
    Нефть
    Содержание:
    Всего лишь коррекция

    Нефть дешевеет уже месяц, но серьезного падения цен до уровня прежних лет никто не ждет. Мировая экономика продолжает расти — для этого ей нужна нефть

    Обзор почты
    Реклама