Прежде всего банк или инвестиционная компания попытаются оценить масштаб бизнеса неименитого претендента на дебютный выпуск. Картину в какой-то степени проясняют «простые» показатели: собственный капитал, выручка, величина активов, для торговых компаний — операционная прибыль. Сейчас неписаными правилами нижняя планка установлена на отметке 1 млрд рублей годового оборота, в исключительных случаях могут «зачесть» и 700 млн рублей. Тем, кто не дотягивает до этого уровня, советуют привлекать средства на рынке банковских кредитов или выпускать векселя.
Большое значение имеет качество отчетности новичка. По международным стандартам учет у нас ведут единицы. Но, рассказывают эксперты, некоторые мелкие компании не в состоянии предоставить качественную отчетность даже по российским стандартам. Поэтому часто оценивать претендента приходится на основании так называемой управленческой отчетности, пригодной разве что для внутреннего пользования, для принятия тактических решений. Такая отчетность требует озвучивания и перевода на понятный для инвестора язык. Поэтому организаторы выпусков, как правило, проводят серию интервью с руководством компании, «на слух» оценивая адекватность амбициозных планов.
Отсутствие опубликованной и внятной отчетности влечет за собой необходимость вовлекать в процедуру выпуска дополнительных действующих лиц — поручителей. Число их не ограничивается, порой формируется целый синдикат. И, как рассказывают аналитики, зачастую инвесторов отпугивает именно количественный и качественный состав этой «группы поддержки»: долги неизвестной компании гарантирует команда столь же малоизвестных структур — хуже не придумаешь.
В плюс заемщику идет наличие крупной материнской компании, на балансе которой консолидируется вся выручка. Это помогает аналитикам и инвесторам с большей адекватностью оценить потенциал дебютанта.
Некоторые новички и сами играют с рынком. Распространенным явлением стало создание специальных компаний, обычно с окончаниями «-финанс» или «-инвест», которые и выступают в роли эмитентов. Дело в том, что таким «пустышкам» проще получить разрешительные документы от ФСФР. С предприятий, реально ведущих хозяйственную деятельность, требуется качественная финансовая отчетность за последние годы. Компании-куклы никакой хозяйственной деятельности не ведут, с них и спрос меньше. Разместив облигации, компания-однофамилец передает средства материнской компании.
Фокус с «пустышками» известный, и ни организаторов выпуска, ни инвесторов в заблуждение ввести не может, поскольку выяснить, кто является фактическим заемщиком, труда не составляет. Его и оценивают.
На какую сумму дебютант может рассчитывать? Понятно, что денег много не бывает, но аппетиты лучше умерить. Чтобы соотнести запросы новичка с его возможностями обслуживать долг, организаторы используют коэффициент долг/EBITDA. Для каждой отрасли его предельное значение различно, но в любом случае высчитывать его для новичка будут с особым пристрастием. И бессмысленно упрашивать организатора сделать выпуск, который с точки зрения рынка не по зубам дебютанту, объясняют аналитики. Упросить-то можно. Вопрос в том, будут ли такой «мусорный» выпуск покупать инвесторы.