Финансовые аналитики несколько по-разному оценивают происходящее на нефтяном рынке. Есть две основные точки зрения.
Первая — в этом году нефть подорожала до такого уровня, что это стало угрожать стабильности главного мотора мировой экономики — экономике США. Растущее инфляционное давление заставляет ФРС повышать ставки по кредитам, что тормозит экономический рост. Довольно тревожно выглядит ситуация на рынке недвижимости, где из-за повышения ставок резко сократился спрос. Пошли уже даже разговоры о возможной рецессии, что и привело к снижению нефтяных цен.
«В течение последних двенадцати месяцев вроде бы появилась тенденция (твердо сказать сложно, для этого нужно специально этот вопрос изучать), что американцы действительно стали меньше использовать автотранспорт и покупать, предположим, автомобили, которые более экономичны с точки зрения расхода топлива. Последние данные об увеличении запасов топлива в США как раз и могут свидетельствовать о том, что американцы стали меньше путешествовать. Похоже, где-то этим летом цены преодолели некий психологический порог и люди начали тратить меньше.
Посмотрите, энергетическая система построена достаточно гибко. Если цены на один энергоноситель поднимаются слишком высоко, происходит переключение на мощности, работающие на другом, более дешевом носителе. Таким образом, в энергетике ценовой шок абсорбируется. С транспортом сложнее — американцы очень “заряжены” на использование автотранспорта. И эта привязанность только усилилась после терактов 2001 года — люди начали больше путешествовать на автомобилях, а не воздушным транспортом. Изменить здесь что-либо очень сложно. Если тебе надо путешествовать, ты путешествуешь. Легкой замены бензину и дизельному топливу для автотранспорта нет», — рассказала «Эксперту» Надежда Козакова из Альфа-банка. Слишком высокие цены на бензоколонках просто приводят к падению перевозок и снижению экономической активности.
Вторая точка зрения состоит в том, что нынешнее падение цен на нефть есть не что иное, как сдувание спекулятивного пузыря, вызванное чисто финансовыми причинами, — именно к такому выводу пришли в своем исследовании специалисты банка «Держава». По их мнению, растущий тренд на рынке нефти, сформировавшийся в начале 2000-х годов, имеет спекулятивную природу. В это время экономические и геополитические факторы существенно не изменились, но при этом цена на нефть вышла из исторического коридора 10–30 долларов за баррель именно в начале 2000-х, когда вследствие мягкой денежной политики ФРС начался рост на всех рынках. Лавина дешевых денег, которая была вызвана снижением ставки ФРС до исторических минимумов, захлестнула все рынки. Нефть стала лишь одним из активов, который вырос просто на огромной ликвидности, на спекуляциях.
Этот спекулятивные рост последних лет подпитывался — лишь подпитывался — идеями о политической напряженности между Западом и Востоком, а также промышленным бумом в Китае, который якобы привел к существенному росту потребления нефти на мировом рынке. Но статистические данные по объемам потребления, а также анализ ситуации в Ближневосточном регионе не подтверждают этих тезисов. Все дело в том, что под влиянием спекуляций цены становятся более волатильными, волна роста может загонять их на десятки процентов вверх, но после сильных спекулятивных взлетов неизбежны коррекции.
Что касается фундаментальных показателей, то объемы производства и потребления нефти в мире увеличиваются в среднем на 1–2% в год и находятся в состоянии баланса. Появление на рынке на рубеже 90-х годов бурно развивающихся индустриальных экономик Китая и Индии не привело к дестабилизации соотношения спроса и предложения на рынке нефти. Более того, можно утверждать, что последние 25 лет нефтяной рынок находился в состоянии равновесия между спросом и предложением — несмотря на напряженность на Ближнем Востоке.
Таким образом, цены на нефть, так же как и цены на другие активы, испытали на себе воздействие избыточной ликвидности, образовавшейся в период мягкой кредитно-денежной политики ФРС. В настоящее время рынок перегрет и нефтяные цены обладают значительным потенциалом для падения — до 30% от максимальных уровней.
«Наш прогноз — снижение цены на нефть в ближайшие годы примерно до уровня пятьдесят долларов за баррель. Уже на следующий год средняя цена нам видится ближе к пятидесяти долларам. Очень сильного, резкого падения мы пока не ожидаем, но вот коррекция, по нашему мнению, должна быть. И природа этой коррекции чисто финансовая — рост процентных ставок и снижение привлекательности товарных активов, акций. Видимо, коррекция должна произойти на всех финансовых рынках. Даже технически поведение разных рынков сегодня очень похоже. Достаточно посмотреть на графики нефтяных цен и какого-нибудь фондового индекса, не обязательно российского, который сам по себе, конечно же, значительно привязан к нефтяной конъюнктуре», — пояснила «Эксперту» начальник отдела трейдинга банка «Держава» Ирина Зуева.