Грезим о бензиновом рае

Русский бизнес
Москва, 25.09.2006
Чтобы бензин в России был дешевым и качественным, государство должно стимулировать модернизацию НПЗ, уменьшить налоговую нагрузку на отрасль и сделать рынок нефтепродуктов более прозрачным

За последние два месяца розничные цены на бензин в России выросли на 7% — это очень много. Всполошились даже владельцы иномарок, вынужденные тратить на топливо двести и более долларов в месяц. Вдвойне обидно, что даже в США автолюбители сейчас платят меньше.

Десять дней назад премьер Михаил Фрадков вызвал на ковер глав нефтяных компаний и потребовал от них объяснений. Если раньше после таких рандеву нефтяники клятвенно обещали держать цены на бензин на «приемлемом уровне», то на сей раз им удалось отбиться: стороны посчитали, что объективных причин для увеличения цифр на ценниках АЗС нет, а значит, и брать на себя новые «социалистические обязательства» вроде бы не нужно.

На прошлой неделе глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что знает, как решить эту проблему: необходимо снизить ставку акциза на бензин, и это неизбежно приведет к его удешевлению. На наш взгляд, предложенная Дворковичем мера вполне разумна, но она одна вряд ли поспособствует снижению цен.

Мы провели небольшое самостоятельное исследование этой непростой проблемы и попытались понять, почему крупнейшая нефтяная держава не может обеспечить своих граждан доступным и качественным топливом. Краткий вывод таков: без серьезных инвестиций в нефтепереработку про низкие или хотя бы стабильные цены мы можем забыть. Нефтяники на инвестиции готовы, но требуют льгот. А они оправданы только при условии ликвидации регионального монополизма на рынках топлива.

Дешевле, чем в Америке

Сейчас 92-й бензин в США стоит лишь чуть-чуть дешевле, чем в России. Но, скажем, два месяца назад он был дороже процентов на двадцать. Только иногда цены в двух странах становятся практически одинаковыми, в среднем стоимость бензина в США процентов на тридцать выше, чем в России. Менее зарегулированные американские цены сильнее реагируют на рыночные флуктуации: при росте цен на сырье они отрываются от российских, при удешевлении — быстро сближаются с ними (см. график 1). По сути дела, цены на бензин в США ведут себя примерно так же, как мировые цены на нефть. Коэффициент корреляции между этими рядами — примерно 0,95.

Тем не менее загадочные, почти полные сближения цен на бензин в России и США — а они за семь лет наблюдались по крайней мере четыре раза — заставляют относиться к ним серьезнее. Почему в Америке, в огромном количестве закупающей нефть по мировым ценам, потребители подчас платят за бензин столько же, сколько мы — граждане страны, изобилующей нефтью?

Ответ на этот вопрос частично дает график 2, демонстрирующий долю налогов в розничной цене на бензин в разных странах. В России в стоимости бензина доля налогов составляет примерно половину — в два с половиной раза больше, чем в США. Поэтому само по себе напрашивается решение — снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков. Несложный подсчет показывает, что если налоговая нагрузка на производителей и продавцов бензина в России будет такой же, как в США, то федеральный бюджет недосчитается более 100 млрд рублей в год — менее 7% от

Новости партнеров

«Эксперт»
№35 (529) 25 сентября 2006
Борьба с обналичкой
Содержание:
Расплывчатый образ врага

По-видимому, в Кремле уверены, что обналичивание денег используется для отмывания средств, похищенных из федерального бюджета. В противном случае более активная борьба с обналичкой просто не имеет смысла

Наука и технологии
Обзор почты
Наука и технологии
Реклама