Плацкарта в бизнес

Государственные субсидии и пересмотр структуры тарифа — вот два условия превращения заведомо убыточных пассажирских железнодорожных перевозок в прибыльный бизнес

Ровно три года назад было учреждено ОАО «Российские железные дороги». Для непосвященного наблюдателя это стало, пожалуй, единственным осязаемым итогом структурной реформы железнодорожного транспорта. Однако все это время шли весьма драматические процессы, которые именно сейчас подошли к кульминационному моменту — формированию так называемого прейскуранта 10–02–16, определяющего тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки. Звучит бюрократически-издевательски, однако документ с таким неброским названием надолго определит и правила игры, и динамику процессов реформирования отрасли. Судя по всему, пока это мало кто понимает.

Неизвестная реформа

В 2001 году правительство России своими постановлениями дало формальный старт преобразованиям в двух крупнейших естественных монополиях страны — в железнодорожном транспорте и в энергетике. Несмотря на то что по масштабу и значимости для экономики эти сектора весьма схожи, уровень вовлеченности государства, бизнеса и общества в ход реформ до сих пор принципиально различен. Ожесточенные конфликты вокруг энергореформы за последние пять лет уже стали рутиной. А о железной дороге даже и не спорят.

Собственно говоря, ожидать иной ситуации было бы наивно. Министерство путей сообщения, предшественник нынешнего РЖД, всегда отличалось полувоенизированными принципами организации, представляя собой замкнутую систему, не склонную к созданию каких-либо связей, не установленных предписаниями. В результате сегодня в стране практически отсутствует независимое экспертное сообщество, занимающееся проблемами железнодорожного транспорта. Все специалисты, имеющие соответствующую квалификацию и опыт, работают либо в ОАО РЖД, либо в подчиненных компании структурах. К тому же единственный акционер современного ОАО РЖД — государство, ни о каких воинствующих миноритариях и речи нет.

Тем не менее реформа РЖД постепенно приносит результаты. Наиболее заметны они в грузоперевозках. С изменением структуры тарифов на грузовые перевозки в 2003 году появилось достаточно много независимых компаний-операторов, обладающих собственным подвижным составом. Они довольно быстро смогли потеснить РЖД в перевозках наиболее доходных грузов (нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, металлы, лес). Несмотря на то что о реальной конкуренции между РЖД и частными компаниями говорить пока рано (скорее, конкурентная борьба идет между самими операторами), первый шаг к демонополизации этого сектора сделан. А вот в реформировании системы пассажирских железнодорожных перевозок до последнего времени значительных подвижек не наблюдалось. Лишь с 1 июля 2006 года в составе РЖД выделена Федеральная пассажирская дирекция, призванная стать прообразом будущей пассажирской компании, создание которой было предусмотрено первоначальным планом реформ еще в прошлом году.

Летняя конференция «Реформа пассажирских железнодорожных перевозок: от проекта к реализации», проведенная рейтинговым агентством «Эксперт РА», стала, по существу, первым публичным обсуждением сути преобр

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (529) 25 сентября 2006
    Борьба с обналичкой
    Содержание:
    Расплывчатый образ врага

    По-видимому, в Кремле уверены, что обналичивание денег используется для отмывания средств, похищенных из федерального бюджета. В противном случае более активная борьба с обналичкой просто не имеет смысла

    Наука и технологии
    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама