Клочок земли в центре большой политики

Игорь Шорников
25 сентября 2006, 00:00

Прошедший в Приднестровье референдум, хотя Запад и соседи самопровозглашенной республики не признают его легитимным, будет иметь существенные политические последствия

По предварительным данным ЦИК Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), 17 сентября за независимость с последующим присоединением к России высказались 97,1% участников референдума, против — 2,3%. По вопросу о возможном «отказе от независимости с последующим вхождением Приднестровья в состав Молдавии» против высказались 94,6%, за — 3,4%. В референдуме приняли участие 78,6% избирателей от общего числа внесенных в списки для голосования. Международные наблюдатели, а таковых было более 170 человек, признали высокую степень демократичности и прозрачности процесса голосования.

Тем не менее США, Евросоюз, Румыния, Молдавия и Украина отказались признать референдум и его результаты. В России, выделившей на выявление мнения народа 150 млн долларов, считают, что итоги голосования приднестровцев не будут иметь немедленных юридических последствий, но и игнорировать столь очевидные настроения людей не следует. Таким образом, маленький клочок земли на берегу Днестра оказался в фокусе несовпадающих геополитических интересов мировых центров силы.

Тихо съесть не удалось

С учетом событий начала 90-х годов и последних месяцев, итоги референдума были предсказуемы. Напряжение между Кишиневом и Тирасполем стало нарастать в 1990 году, а в июне 1992-го молдавские вооруженные силы ворвались в город Бендеры и устроили там резню — погибли более 800 человек. Только вмешательство России остановило кровопролитие. И вот уже полтора десятилетия в регионе сохраняется мир. В марте 2006 года Украина уступила давлению Евросоюза и закрыла свои таможенные пункты для приднестровского экспорта. Тирасполю предложили получать необходимые экспортные документы в Кишиневе — это означало бы переход контроля над экономикой республики к молдавским властям.

По сути дела, референдум — ответ Приднестровья на блокаду, чуть не обернувшуюся гуманитарной катастрофой, избежать которой удалось только благодаря гуманитарной и финансовой помощи России. Организаторы блокады добились прямо противоположного результата: приднестровцы высказались против строительства с Молдавией общего государства, и игнорировать это обстоятельство нельзя. Планы НАТО и Евросоюза натолкнулись на серьезное препятствие.

Как известно, в 2007 году членом Европейского союза должна стать Румыния. Бухарест уже убедил Европу, что в Молдавии проживают румыны, а не молдаване, что это «второе румынское государство» и пора две страны объединить по примеру Германии. 1 июля 2006 года президент Румынии Траян Бэсеску впервые открыто предложил Кишиневу вступить в Евросоюз вместе с Бухарестом. Чуть позже Румыния начала раздавать гражданство всем желающим жителям Молдавии — соответствующие заявления подали уже около 50 тысяч человек.

Действия Бухареста, похоже, оказались как нельзя кстати. Если раньше в Молдавии даже намек на объединение воспринимался в штыки и надолго охлаждал отношения с Румынией, то теперь Кишинев ни словом не выразил возмущения напористым «ухаживанием» Бухареста. Дело в том, что после введения Москвой ограничений на импорт молдавского вина и повышения цен на российский природный газ экономика Молдавии оказалась совсем в плачевном положении. Вхождение в состав Румынии и, соответственно, автоматическое членство в Евросоюзе дает молдавским властям шанс одним махом списать все промахи.

В Евросоюзе, правда, Молдавию считают «слабым государством, которое расколото конфликтом, поражено коррупцией и организованной преступностью». Такая Молдавия для ЕС нежелательна, поэтому Брюссель прилагает усилия к тому, чтобы сделать ее «приличным соседом». Способ такой: вернуть Приднестровье в состав Молдавии, тем самым укрепив разрушенную молдавскую экономику, а затем развернуть борьбу с коррупцией и криминалом.

В Кишиневе и Бухаресте надеялись, что перспектива сходу попасть в европейский общий рынок покажется приднестровцам привлекательной, и ошиблись — в ПМР продемонстрировали к интеграционным процессам в Европе полное равнодушие. Становится ясно, что тираспольские власти, следуя воле народа, не станут вести переговоры о вхождении в Молдавию даже на условиях конфедерации. Кишинев в свою очередь никогда не согласится на предоставление Приднестровью государственного статуса. Теперь в Румынии и ЕС Молдавия может оказаться только без Приднестровья. Но без промышленного потенциала этого региона молдавской элите не приходится рассчитывать на мало-мальски заметную роль в рамках «великой Румынии» — Молдавия просто растворится в ней без следа.

Отступление приостановлено

России итоги приднестровского референдума, безусловно, выгодны. Этот регион становится одним из ключевых для обеспечения нашей безопасности. В выстраиваемом НАТО едином пространстве на границах России появляется дырка, где сохраняется военно-политическое присутствие нашего государства, и Западу будет сложнее «выковырнуть» оттуда Россию, ведь большинство приднестровцев связывают свое будущее с нашей страной. Это обстоятельство заставит Брюссель притормозить продвижение НАТО на Восток, чтобы внести коррективы.

Москва же получает абсолютно «белый» аргумент оставаться в Приднестровье, сколько захочет: мы не можем предать приднестровцев, не можем бросить на произвол судьбы российских граждан, которых в Приднестровье около ста тысяч. Таким образом, вплоть до окончательного урегулирования приднестровского вопроса Россия может выполнять в регионе миротворческую миссию.

Наконец, приднестровский референдум послужит «дурным» примером и другим самопровозглашенным республикам на территории бывшего СССР. На 12 ноября уже назначен референдум в Южной Осетии, на который вынесены вопросы дальнейших отношений с Грузией и Россией. Своих наблюдателей в Приднестровье прислали Абхазия и Нагорный Карабах. В этих самопровозглашенных республиках в полной мере оценили политическую значимость непризнанного приднестровского референдума в новых условиях постюгославского мира: не так давно за независимость своей республики проголосовало население Черногории, и на Западе смена ее государственно-политического статуса не вызвала возражений. Если стандарты справедливости для всех едины, Евросоюз не может не считаться с мнением 300 тысяч приднестровцев, с жителями Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха. В общем, их шансы узаконить в международно-правовом аспекте суверенитет, которым они могли бы распорядиться по своему усмотрению, благодаря Тирасполю явно подросли.

Тирасполь

Молдавия

ВВП в 2005 году — около 1 млрд долларов.

Население на 2004 год — 3 395 600 человек.

Национальный состав (с учетом населения ПМР): молдаване — 65%, украинцы — 14%, русские — 13%, гагаузы — 3%, болгары — 2%.

По данным Всемирного банка, среднегодовые темпы роста ВВП Молдавии в последние годы — около 7%, но этот рост в значительной степени обеспечен за счет денежных переводов граждан, выехавших на заработки за границу. В 2004 г. денежные переводы составили 27% ВВП Молдавии. По степени зависимости от денежных переводов из-за рубежа страна занимала второе место в мире после Тонги.

Международная организация по миграции утверждает, что, согласно официальным правительственным оценкам, более 600 тыс. молдаван живут и работают за границей. Однако фактические цифры отличаются от официальных. Скорее всего, судя по различным источникам, за пределами страны работает миллион человек. 60% находятся в России.

ПМР

ВВП в 2005 году — 517,5 млн долларов.

Население — 555 тыс. человек (данные переписи 2004 г.).

Национальный состав: молдаване — 33,8%, украинцы — 28,8%, русские — 28,8%.

В 2006 г. экономическая ситуация в республике резко ухудшилась. Блокирование экспорта готовой продукции и трудности в осуществлении импорта сырья, материалов и оборудования с начала марта 2006 г. привели к резкому сокращению объемов выпуска, а затем и к остановке целого ряда крупных и средних предприятий республики. В январе-марте 2006 г. ВВП составил всего около 80% по отношению к соответствующим показателям прошлого года. Особый урон понесла промышленность: объем промышленной продукции за этот период снизился более чем на 25%.

В 2004 г. ВВП на душу населения (по официальному обменному курсу) составлял 720 долларов в Молдавии и 748 долларов в Приднестровье.