Модный венчур

Лилия Москаленко
25 сентября 2006, 00:00

Текстильный холдинг «Яковлевский» начал выпускать ткани для производства джинсовой одежды. В компании считают, что короткие сроки доставки и ужесточение правил на российской таможне помогут конкурировать с производителями денима из Юго-Восточной Азии и Европы

В России начинает развиваться производство одежных тканей. Холдинг «Яковлевский», один из лидеров отечественного текстильного рынка, производитель широкого ассортимента текстильной продукции — от пряжи и суровья (только что сотканное и еще не обработанное полотно) до тканей для пошива спецодежды и постельного белья, теперь выходит на рынок модного текстиля. На прошлой неделе компания закончила пробный выпуск образцов денима и с октября начинает его промышленное производство. Линии по изготовлению денима (прядильное и ткацкое оборудование) установлены на самом крупном из четырех предприятий холдинга — Родниковском комбинате в Иванове, специализирующемся на изготовлении хлопчатобумажных и смесовых тканей. Предполагается, что предприятие будет выпускать в год три-четыре коллекции джинсовых тканей. Мощность этого производства сравнительно невелика — 400 тыс. метров ткани в месяц (например, тканей для постельного белья холдинг выпускает более 1,5 млн метров в месяц). Новые линии обошлись компании в 15 млн евро. Это наиболее значительные инвестиции в отечественной текстильной отрасли за последние три года. По словам руководства холдинга, новое оборудование позволит быстро видоизменять структуру и отделку тканей в соответствии с тенденциями моды, то есть выпускать ассортимент, аналогичный импортному.

От суровья к креативу

Запуск джинсового производства — знаковое событие для российской текстильной отрасли. Наши текстильные предприятия (в том числе самые успешные — Альянс «Русский текстиль», «Шуйские ситцы», «Чайковский текстиль») по сей день работают преимущественно на рынках тканей для постельного белья и спецодежды. Это связано с исторически сложившимся отсутствием в России мощностей, необходимых для производства одежных тканей. Инвестировать же в строительство таких фабрик с нуля большинству наших текстильщиков не под силу — рентабельность отрасли составляет всего 5–7%. Нет в России и культуры изготовления одежных тканей. «Производство текстиля для постельного белья и спецодежды очень стандартизировано, ориентировано на большие объемы выпуска, — говорит Юрий Яблоков, генеральный директор холдинга “Яковлевский”, — в то время как производство тканей для одежды требует частого переоснащения, запуска новых артикулов, постоянного обновления ассортимента».

Кроме того, на рынке модных тканей наиболее острая конкуренция. Этот рынок четко структурирован: его массовый сегмент занимают производители из ЮВА (именно у них закупают ткани большинство отечественных предприятий, выпускающих джинсовую одежду), средний и премиальный сегмент принадлежит испанским и итальянским компаниям.

За такой трудоемкий проект могут взяться только лидеры рынка. Сегодня «Яковлевский» — одна из наиболее успешных компаний текстильной отрасли: ему принадлежит 25% рынка тканей для постельного белья, 7–8 % рынка собственно постельного белья и 60% рынка тканей для спецодежды. Темпы роста холдинга составляют 25–30% в год, а оборот — 131 млн долларов. Для чего же «Яковлевскому» понадобилось еще больше диверсифицировать бизнес?

Рынок джинсовой ткани — один из наиболее перспективных. По оценкам российских компаний, его объем в России сегодня составляет порядка 2–3 млрд долларов. «Прежде чем развивать собственное производство джинсовой ткани, мы в течение года изучали рынок: импортировали деним из Китая, Пакистана и Испании в Россию. И убедились, что ежегодно спрос растет не менее чем на 30 процентов. В последние годы в нашей стране, особенно в южных регионах, появилось множество небольших швейных фирм, которые шьют джинсы. Эти компании динамично растут», — комментирует Юрий Яблоков. Холдинг, впрочем, и раньше выпускал деним, только в виде суровья — необработанного полотна, выкрашенного в индиго. «Сегодня рынок примитивных тканей сужается, никто не хочет заниматься отделкой. Логично было переориентировать производство на продукт с большей добавленной стоимостью», — говорит Яблоков. По его словам, при одинаковых затратах на сырье и красители цена готового к шитью — обработанного, с добавками льна и лайкры — денима в среднем в три-четыре раза выше, чем цена basic-denim.

Логистическое преимущество

Впрочем, в холдинге считают, что их главным конкурентным преимуществом станут все-таки не дизайн и технологии (россияне на этом поле всегда будут уступать европейцам), а быстрая доставка. «Срок выполнения заказа у нас будет составлять около двух недель. А ткань из-за границы поступает на российские фабрики в течение месяца-двух», — говорит г-н Яблоков. С этой позицией согласны отечественные производители джинсовой одежды. Так, по словам Владимира Мельникова, владельца компании «Глория Джинс» (сегодня она потребляет половину всей ввозимой в страну джинсовой ткани), проект «Яковлевского» может быть успешным лишь в случае, если он предложит джинсовым фабрикам более выгодную логистику. Другое потенциальное конкурентное преимущество «Яковлевского» — небольшие партии заказов. Это должно привлечь семейные джинсовые компании вроде Morozoni, B. O. Connection, Urbano, которые сегодня составляют большинство на рынке. Наконец, большие надежды «Яковлевский» возлагает на таможню: в последние месяцы правила ввоза денима в Россию стали жестче. «Сегодня пошлина на деним уже зачастую равна его стоимости», — говорит г-н Яблоков. Да и импортеры стали добросовестнее. Как заявил представитель одной джинсовой компании, «цену на импорт еще занижают, но меньше: скажем, не в четыре раза, а в два».

И все же потенциальные клиенты — изготовители джинсовой одежды — признают, что проект «Яковлевского» рискован. «Чтобы выйти на такой рынок, холдингу понадобится как минимум три-четыре года», — говорит г-н Мельников. Срок большой. За это время инициативу могут перехватить выходящие сегодня на рынок производители денима, например, из Турции и Восточной Европы.

Между тем развитие сегмента одежной — и в том числе джинсовой — ткани стратегически важно для российского легпрома, без этого невозможно развивать швейное производство в стране. А рынок одежды — один из самых емких: его объем оценивается в 30 млрд долларов (при общем объеме ВВП 800 млрд долларов). Пока львиная доля этих денег достается иностранным производителям.