Хозяин сети

Русский бизнес
Москва, 02.10.2006
«Эксперт» №36 (530)
Евгений Чичваркин, создатель и владелец компании «Евросеть», — пожалуй, самая заметная фигура среди предпринимателей «второго поколения». О сути своего бизнеса он рассказал в диалоге с пользователями «Эксперт Online»

Одна из первых личных встреч с Евгением Чичваркиным состоялась у автора этих строк вовсе не на пресс-конференции, не на выставке, а на Тверской. Передо мной через две сплошных лихо развернулся малиновый джип BMW и запарковался в третьем ряду перед «Дворцом связи» «Евросети». Из него вышел молодой человек в разноцветных джинсах, кричащей майке и с какими-то непонятными украшениями по всему телу. Он быстрым шагом направился в магазин. Это владелец приехал на ревизию. Евгений Чичваркин на паритетных началах с Тимуром Артемьевым (он не занимается управлением) владеет «Евросетью».

На первый взгляд, да и на второй, 32-летний Чичваркин кажется enfant terrible российской розницы: вызывающая одежда в стиле casual (даже когда очень просят повязать галстук, Чичваркин завязывает его на поясе); официальные приказы персоналу, оформленные в виде доверительных писем с ненормативной лексикой; шантаж производителей телефонов (в прошлом году Чичваркин установил нулевую комиссию продавцам при реализации телефонов Samsung, сейчас прекратил официальные закупки Nokia через российский офис); конкурсы на раздевание среди посетителей магазинов.

Но если бы на этом все заканчивалось, Евгений (или, как его все называют в компании, Женя) не стал бы героем нашего материала. Чичваркин — один из самых талантливых российских предпринимателей. Даже по ходу нашего интервью он все время придумывал какие-то новые бизнесы (но просил про это не писать, вероятно, что-то приберегает для себя). Хотя сейчас ему достаточно забот в самой «Евросети». Его компания — одна из самых быстрорастущих в России. За год ее оборот увеличился на 125% до 57,691 млрд рублей, в 2006 году Чичваркин хочет преодолеть планку в 100 млрд. Его компания — действительно лидер рынка розничных продаж сотовых телефонов, 3 200 салонов под брендом «Евросеть» открыты в России, на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Киргизии. Чичваркин все время сам следит за новыми моделями. Чтобы определить, что «пойдет» в этом году, а что нет, ему достаточно за час обежать павильоны всех производителей телефонов на международной выставке. Интуиция работает почти всегда. Но особо талантлив Женя в маркетинге. Все запоминающиеся рекламные акции «Евросети» сделаны при его непосредственном участии. Как и множество маленьких рекламных находок. Например, на двери магазина «Евросети» недавно висели символические таблички: с собаками — можно, с мороженым — можно. Сейчас возле уже упоминавшегося «Дворца связи» на Тверской в Москве сидит на скамеечке невеста (как живая, не отличишь) и по встроенному динамику «разговаривает» по мобиле: «Прикинь, подружка, сбежала со свадьбы, потому что в “Евросети” распродажи офигенные...»

Насколько «Евросеть» как компания похожа на своего владельца? В случае Чичваркина — это полное, почти физиологическое слияние бизнесмена и его бизнеса. Эпатаж на рынке и скромность в офисе, самоотдача и демократичность, гонка, надрыв и неспособность наладить регулярный менеджмент. Средние менеджеры копируют Чичваркина, на корпора

Новости партнеров

«Эксперт»
№36 (530) 2 октября 2006
Саммит в Компьене
Содержание:
Второе крыло Европы

Россия готова помочь EADS сохранить лидерство на мировом рынке авиатехники в долгосрочной перспективе. Но взамен наша страна должна получить доступ к новым технологиям и место в совете директоров европейского авиагиганта

Обзор почты
Экономика и финансы
Международный бизнес
Реклама