Второе крыло Европы

Тема недели
Москва, 02.10.2006
«Эксперт» №36 (530)
Россия готова помочь EADS сохранить лидерство на мировом рынке авиатехники в долгосрочной перспективе. Но взамен наша страна должна получить доступ к новым технологиям и место в совете директоров европейского авиагиганта

Накануне трехсторонней встречи Владимира Путина с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером Германии Ангелой Меркель западный истеблишмент охватила настоящая истерика. Чего стоят одни только заголовки местных деловых газет: «Русская интервенция в Европу», «Новый шантаж Кремля», «Медведи прилетели в EADS». Впрочем, истошные вопли журналистов по поводу покупки Внешторгбанком 5% акций аэрокосмического концерна EADS прогнозировались так же легко, как и гневные отклики европейских политиков, усмотревших в этой сделке посягательство на свои национальные интересы. Но развеять опасения французов и немцев российские власти поначалу даже не пытались. Более того, в преддверии саммита «евротройки» наши чиновники сделали все, чтобы накалить ситуацию до предела. Помощник президента России по международным делам Сергей Приходько прямо заявил, что доля нашего государства в капитале EADS может увеличиться до 25%. И когда это произойдет, Россия должна получить право влиять на принятие решений авиагиганта. В самой компании это заявление вызвало легкий шок. Сейчас по уставу EADS правом голоса при выборе членов совета директоров обладают только два акционера — DaimlerChrysler и правительство Франции. Чтобы предоставить аналогичные права нашей стране, устав EADS необходимо переписать. И хотя это полностью соответствует высоким стандартам корпоративного управления, французы и немцы пойти на такой шаг демонстративно отказались. Сопредседатель совета директоров EADS Арно Лагардер за день до начала переговоров в Компьене честно признался, что, «несмотря на исключительную важность промышленной кооперации с российскими предприятиями, расширение группы ключевых акционеров на нынешнем этапе не отвечает интересам компании». Чего же так боятся наши европейские партнеры?

Богатые и очень большие

Из-за трудностей с А 380 потери Airbus составят не менее 8 млрд долларов

Ответ на этот вопрос дал сам Владимир Путин. По его словам, «боятся нас потому, что мы богатые и очень большие». При этом российский президент предельно ясно дал понять лидерам Франции и Германии, что их опасения по поводу действий нашей страны лишены каких бы то ни было оснований. «Некоторые европейцы считают, что мы можем накопить пакет акций EADS, а потом использовать его для того, чтобы разрушить компанию изнутри. Но мы не собираемся этого делать», — подчеркнул президент России. По его словам, «приобретение акций европейского авиагиганта — всего лишь игра нашего банка на рынке ценных бумаг». «Но если мы договоримся о производственном присутствии, о распределении полномочий с европейскими партнерами, то тогда пакет EADS будет передан в российский авиастроительный холдинг, создающийся на базе наших крупнейших авиазаводов и КБ, — объяснил Владимир Путин. — В противном случае мы будем просто принимать участие в кооперационных программах EADS, а банк продолжит свою работу на рынке ценных бумаг». Заметим, что ничего удивительного в этой схеме нет. Та же EADS, владея 10% акций корпорации «Иркут», активно участвует в

Новости партнеров

«Эксперт»
№36 (530) 2 октября 2006
Саммит в Компьене
Содержание:
Второе крыло Европы

Россия готова помочь EADS сохранить лидерство на мировом рынке авиатехники в долгосрочной перспективе. Но взамен наша страна должна получить доступ к новым технологиям и место в совете директоров европейского авиагиганта

Обзор почты
Экономика и финансы
Международный бизнес
Реклама