Рынок разменялся на мелочи

Русский бизнес
Москва, 02.10.2006
«Эксперт» №36 (530)
Сеть «Техносила» резко ускорила рост на фоне стагнации рынка. Сделать это удалось благодаря новой технологии - планированию на полгода вперед введения новинок в ассортимент

Обороты розничной сети «Техносила» за девять месяцев 2006 года выросли на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Это существенно выше показателей ближайших конкурентов (например, рост «М.видео» за полгода составил 28%) и рынка в целом, который, по разным оценкам, вырастет за год на 10-13%. При этом раньше, в течение двух лет, среднегодовые темпы роста «Техносилы» находились на уровне 30%.

Другой рынок

Ускорение компании случилось в переломный для рынка момент: после продолжительного периода роста в первом полугодии 2006 года он неожиданно замер. Ярослав Труханов, коммерческий директор компании «Голдер Электроникс» (марка Vitek), полагает, что причина в торговле: «Это - общемировой тренд, когда всплеск продаж происходит перед Рождеством и Новым годом. И ритейлерам выгодно решить вопрос сбыта одним махом, одномоментно сконцентрировав финансовые, логистические, маркетинговые ресурсы. Равномерно распределять усилия в течение всего года сложнее». Михаил Кучмент, коммерческий директор «М.видео», перекладывает ответственность на оптовиков, которые образовали у себя стоки под занавес прошлого года.

Несмотря на то что в мае-июне все-таки начался рост рынка, стали заметны структурные изменения на нем. Стагнируют продажи крупной бытовой техники: по оценке Most Marketing, в 2006 году объем сегмента составит 6,25 млрд долларов против 6,1 млрд в 2005 году. Спрос переориентировался на товары не первой необходимости: кофеварки, соковыжималки, пароварки; товары по уходу за собой - эпиляторы, электрические зубные щетки; «мелочи» - соединительные шнуры, батарейки, картриджи, карты памяти для фотоаппаратов и пр. Ярослав Труханов поясняет: «Сыграл свою роль предшествующий бум потребительского кредитования, он позволил реализовать отложенный спрос на дорогостоящие товары, такие, как крупная бытовая техника. Первоочередные проблемы улучшения быта решены. И теперь люди готовы оснащать дом мелочами, повышающими комфорт. При этом достигнутое соотношение доходов и цен на мелкую бытовую технику таково, что позволяет покупателям быстрее принимать решение о покупке. Это покупку автомобиля - его марку, цвет, дизайн - надо долго обсуждать всей семьей, а купить чайник или пылесос можно импульсивно; увидев блендер - купить его только потому, что его у меня никогда не было».

Помимо прочего проявилась тенденция к смене поколений техники, особенно в нижнем ценовом сегменте: снизились продажи пленочных фотоаппаратов, кассетных видеокамер, ЭЛТ-телевизоров. Например, продажи последних упали с 1,1 млрд долларов в 2005 году до 0,9 млрд в нынешнем (оценка Most Marketing). По словам Вячеслава Зайцева, президента компании «Техносила», изменение спроса на этот товар шло постепенно, а в первой половине этого года произошел скачок: «Это стало неожиданностью для большинства участников рынка, этого не смог предсказать ни один эксперт».

Закономерность случая

Так получилось, что «Техносила» еще до драматических событий на рынке задумалась об усилении своих конкурентных позиций, умен

Новости партнеров

«Эксперт»
№36 (530) 2 октября 2006
Саммит в Компьене
Содержание:
Второе крыло Европы

Россия готова помочь EADS сохранить лидерство на мировом рынке авиатехники в долгосрочной перспективе. Но взамен наша страна должна получить доступ к новым технологиям и место в совете директоров европейского авиагиганта

Обзор почты
Экономика и финансы
Международный бизнес
Реклама