Отечественный рынок перестрахования в последнее время демонстрирует стабильный рост — так, в 2005 году он увеличился более чем на 15%. Речь, разумеется, идет о классическом рыночном перестраховании, далеком от всевозможных налогосберегающих механизмов. Объем этого рынка, конечно, невелик — порядка 33 млрд рублей, да и настоящих перестраховщиков пока мало, буквально полтора десятка (остальные — универсальные страховщики, контролирующие почти три четверти рынка российского перестрахования). Но следует учесть, что на всем постсоветском пространстве лишь в России сформировался полноценный национальный рынок перестрахования.
«Российские перестраховщики появились и развивались в крайне неблагоприятных условиях: открытая конкуренция с иностранцами и крупными страховыми компаниями, поделенный рынок прямого страхования и небольшие объемы национального рынка. Но, несмотря на это, отечественные перестраховщики находят свои ниши», — отмечает Сергей Дедиков, исполняющий обязанности генерального директора компании «Москва Ре».
Сегодня этот рынок продолжает развиваться, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Эксперты полагают, что развитие тормозят проблемы, возникающие из-за низкой капитализации страховых компаний.
От объемов — к надежности
Потоки перестраховочного бизнеса внутри России долгое время распределялись весьма своеобразно: многое решали личные связи, а не рыночные механизмы. Страховщики перестраховывали риски друг у друга по принципу «ты мне, я тебе». Специализированные перестраховщики в таком случае оказывались не у дел — отсюда такой перекос рынка в сторону универсальных страховщиков. Впрочем, по мнению Ольги Герасимовой, заместителя генерального директора по связям с общественностью ООО «Восточная перестраховочная компания», сейчас картина меняется. «В целях обеспечения сбалансированной защиты своих портфелей и во избежание передачи рисков конкурентам (дабы не потерять клиентов) страховые компании все чаще обращаются к специализированным перестраховщикам. Конечно, крупные риски все еще уходят на Запад. Но если говорить о реальном бизнесе, который остается в России, то здесь будет происходить постепенное перераспределение объемов в пользу специализированных перестраховщиков», — уверена она.
Это подтверждается статистикой: для большинства страховых компаний перестрахование — сопутствующий бизнес, и годовая динамика сбора премии подвержена серьезным колебаниям. Специализированные же перестраховщики наращивают обороты медленно, но стабильно. И если всего несколько лет назад страховые компании, чтобы нарастить объемы деятельности, брали на себя практически любые риски, то в последнее время они стали отказываться от перестраховочного бизнеса, предпочитая развиваться в более привычном русле прямого страхования.
«Появляется все больше крупных убытков, растут выплаты, вследствие этого ужесточается процесс отбора рисков, и на первый план при выборе перестраховщика выходит надежность. Важно не разместить риск, а собрать убытки», — характеризует данный этап развития рынка Игорь Алексеев, начальник управления входящего облигаторного перестрахования «Ингосстраха».
Столкнувшись с несколькими убытками, страховщики начинают задумываться о целесообразности дальнейшего развития бизнеса по входящему перестрахованию. Ведь один крупный убыток может перекрыть все объемы собранной премии. Перестрахование — сложный бизнес, контролируемый и управляемый только при значительных объемах деятельности. Нестабильный поток премии порождает в будущем еще более нестабильный поток выплат, который может загнать компанию в «минус». Вследствие этого некоторые страховщики занимаются перестрахованием только до первого серьезного убытка, выполнив обязательства по которому, фактически прекращают данный вид деятельности.
Скинемся?
Вернемся к основной проблеме — капитализации перестраховщиков. От нее напрямую зависит объем риска, который могут принять компании. Но как привлечь капитал — серьезный вопрос.
На рынок прямого страхования сейчас активно идут инвестиции, продаются и покупаются компании. А значит, можно надеяться, что этот тренд дойдет и до перестрахования. Конечно, объемы рынка страхования значительно превосходят объемы перестраховочных операций. Но не стоит забывать, что перестрахование — основа страхового рынка. По крайней мере, так обстоит дело в развитых странах, где основные убытки рынка страхования покрывают именно перестраховщики. И хотя нашему рынку пока далеко до западных стандартов, с ростом проникновения страхования и усилением конкуренции потребность в профессиональных перестраховочных услугах будет увеличиваться. Понятно, что России не обойтись без западных емкостей рынка, ведь перестрахование — глобальный вид бизнеса, но и развивать емкость национального рынка необходимо.
Каждая компания по-своему решает вопрос увеличения капитала. Кому-то удается найти инвестора, кто-то балансирует на уровне минимально разрешенного уставного капитала. Между тем уже давно идут разговоры о создании некоего национального перестраховщика, в уставный капитал которого вошли бы крупнейшие страховые компании, а может, даже и государство. Подобные примеры можно встретить на рынках развивающихся стран — Польши, Кореи, Индии, ряда других. Однако в России подобный проект пока реализовать не удается. Да и у самих участников рынка отношение к подобным предложениям неоднозначное. «Идея создания национального перестраховщика сама по себе неплоха, ведь сейчас эта ниша пустует. Но участие в капитале подобного перестраховщика страховых компаний — вопрос весьма спорный, поскольку крупные страховщики сами занимаются перестрахованием», — считает Игорь Алексеев.
Готовы ли страховщики или государство вкладывать деньги в подобные проекты? Ответа на этот вопрос пока нет. Развивать их внутри страны бессмысленно, а для выхода на международный рынок нужны серьезные инвестиции — речь может идти о десятках или даже сотнях миллионов долларов. Таких свободных денег на страховом рынке нет — все заняты собственным развитием, а единения, даже под самыми правильными лозунгами, всегда не хватало.
Новые горизонты
Рынок перестрахования не может развиваться в пределах одной страны. Российские компании это осознают, но отсутствие значительного капитала наряду с невысоким уровнем развития всей экономики мешает проникновению на западные рынки. В силу этих обстоятельств наши компании просто не могут сегодня получить серьезный международный рейтинг, тогда как именно он служит пропуском на мировой рынок в качестве полноценного участника. И даже вступление в ВТО не откроет нам ворота на международный рынок перестрахования. С этим согласен Михаил Брызгалов, начальник управления перестрахования ЗАО «КапиталЪ Перестрахование». По его мнению, вступление России в ВТО не окажет существенного влияния на доступ российских перестраховщиков к западным рынкам — это станет возможным лишь при существенном повышении их финансовых возможностей, позволяющих выдерживать жесткую конкуренцию, с которой они неизбежно столкнутся.
Между тем у российских компаний есть свои преимущества. Некоторая обособленность наших перестраховщиков от глобального перестраховочного рынка (наряду с невысокой убыточностью внутри страны) позволяет держать довольно низкие тарифы на услуги. Если за рубежом тарифы периодически растут или снижаются, то у российских компаний ставки достаточно стабильные, и этим преимуществом надо пользоваться.
Конечно, основным направлением работы еще долго будут оставаться страны СНГ, но уже сейчас ведущие компании открывают бизнес и на новых развивающихся рынках в Азии и Африке. Объемы его пока невелики, но именно в развивающихся странах наши компании уже могут конкурировать с ведущими мировыми игроками.
Российский рынок перестрахования продолжит планомерное развитие, и помешать ему может лишь снятие ограничений на доступ к отечественному рынку страхования иностранных компаний. К этому следует быть готовыми — нужно успеть нарастить капитализацию и по возможности получить рейтинги. «Опасность для рынка перестрахования представляет вероятный массовый приход на него иностранцев через покупку российских страховщиков. Тогда для российского перестрахования могут наступить сложные времена — большая часть потоков перестрахования будет уходить на Запад. А в целом у наших игроков этого рынка есть еще два-три года гарантированного развития», — резюмирует Сергей Дедиков.