За забором антипатии

Спецвыпуск
Москва, 02.10.2006
«Эксперт» №36 (530)

Из года в год российские страховщики закладывают в стратегию своего развития быстрый рост страхования малого бизнеса, справедливо отмечая как его потенциал, так и большое количество незастрахованных рисков. Действительно, по экспертным оценкам, малый бизнес создает более 10% российского ВВП, а количество занятых в этом сегменте оценивается примерно в 35 млн человек, что составляет 48% от числа всего работающего населения России.

Однако прорыва все не происходит: малый бизнес по-прежнему занимает весьма скромную долю в портфеле страховщиков, даже не сравнимую с его вкладом в ВВП страны. Понимая это, страховщики активно разрабатывают продукцию, ориентированную на нужды малого бизнеса, подыскивают подходящие каналы продаж. В принципе это логично: малый бизнес требует особого подхода, особых «маркетинговых коммуникаций». Но здесь, видимо, дело не только в этом.

Пугающая «серость»

Говоря о факторах, снижающих привлекательность сегмента, одним из первых страховщики называют «серость» малого бизнеса. Ведь не секрет, что этот сектор отечественной экономики отличается непрозрачностью многих аспектов деятельности. А страховые компании не могут опираться на данные «черной бухгалтерии» — иначе придется нарушать не только собственные правила, но и законодательство. В частности, серьезной проблемой остается такое распространенное явление, как неоформленные права на производственное имущество, хотя именно страхование имущества — один из ведущих видов добровольного страхования малого бизнеса.

Кроме того, характерные для страхования малого бизнеса высокие расходы на ведение дела снижают его прибыльность. Одна из причин этого состоит в том, что из-за отсутствия качественной статистики страховщики вынуждены использовать индивидуальный подход к оценке рисков малого бизнеса. Но прибегая к экспертным оценкам, страховые компании увеличивают и без того немалые расходы по таким договорам.

Наконец, необходимое условие для эффективной деятельности страховой компании в этом секторе — широкая региональная сеть офисов продаж и урегулирования убытков, а также большой штат агентов. Ведь массовый характер страхования малого бизнеса диктует необходимость серьезных маркетинговых и организационных усилий для продвижения страховых продуктов.

У клиентов своя правда

Развитие страхования малого бизнеса ограничено и спросом. Одна из основных причин — финансирование страховой защиты собственного бизнеса по остаточному принципу (а так поступает большинство предпринимателей). В результате после всех первоочередных выплат (аренда, коммунальные услуги, зарплата персонала) предприятию просто не хватает оборотных средств для страховых взносов, даже если владелец бизнеса осознает необходимость страхования.

Вместе с тем у нас сохраняется и недоверие малого бизнеса к страховым компаниям. Во многом это связано с деятельностью тех страховщиков, которые, привлекая низкой стоимостью полисов, не способны предоставить качественную защиту. «Желая получить как можно более дешевый полис, малый бизнес неми

Новости партнеров

«Эксперт»
№36 (530) 2 октября 2006
Саммит в Компьене
Содержание:
Второе крыло Европы

Россия готова помочь EADS сохранить лидерство на мировом рынке авиатехники в долгосрочной перспективе. Но взамен наша страна должна получить доступ к новым технологиям и место в совете директоров европейского авиагиганта

Обзор почты
Экономика и финансы
Международный бизнес
Реклама