Розница в законе

Русский бизнес
Москва, 02.10.2006
«Эксперт» №36 (530)
В Минэкономразвития приступили к разработке нового закона о розничной торговле. Его задача — создать правовую базу для взаимодействия торговых сетей и отечественных производителей продуктов

Бурное развитие сетевой торговли вот уже несколько лет сопровождается острыми конфликтами и недовольством поставщиков требованиями со стороны торговых сетей (См. статью «Антиэкономическая война»). Производители продуктов питания и других потребительских товаров все чаще говорят о том, что необходим федеральный закон, регулирующий взаимоотношения производителей и поставщиков товаров с розничной торговлей. И вот на прошлой неделе стало известно, что правительство страны поручило Министерству экономического развития и торговли разработать специальный закон о розничной торговле.

«До последнего времени МЭРТ сдержанно относился к идее создания подобного закона, — сказал “Эксперту” замминистра экономики Андрей Белоусов, — но теперь ситуация начала меняться. Появление и быстрое развитие новых форматов торговли, а также явный интерес к нашему рынку со стороны крупных иностранных сетей приводят к возникновению системных противоречий и конфликтов в отрасли. Во-первых, наблюдается конфликт с малым бизнесом, то есть с небольшими магазинами, которые вытесняются из сферы торговли с приходом сетевой розницы, а ведь у нас 70 процентов малого бизнеса работает именно в торговле, это огромный слой людей, существенная часть нашей экономики. Второй конфликт, который мы наблюдаем, это адаптация российских производителей к требованиям сетевой торговли. Крупным ритейлерам нужны большие партии товара, что не всегда могут предложить наши производители. К тому же развитие логистики и оптового звена у нас отстает от развития розницы, что еще больше усугубляет проблему. Кроме того, поставщики сталкиваются с дискриминацией, требованиями бонусов за “вход на полку”, с жесткой ценовой политикой со стороны современной торговли».

То, что к разработке закона власти обратились именно сегодня, — не случайно. Возможно, это связано с активной экспансией розничных сетей в регионы. За последние годы розничные сети открыли в регионах большое количество магазинов. Однако местные производители зачастую не могут туда попасть из-за того, что не способны обеспечить большие партии товаров, не имеют отработанных логистических схем поставок, хорошо раскрученных брендов. В результате продажи локальных производителей сокращаются, поскольку потребители предпочитают делать покупки в сетевых магазинах. Такое положение дел не устраивает ни производителей, не местные власти.

Впрочем, надежды недовольных поставщиков на то, что новый закон защитит их от давления сетей, вряд ли оправдаются. Как сказал Андрей Белоусов, документ будет носить «рамочный характер», то есть он задаст рамки для законотворчества на муниципальном уровне. По недавно принятому Закону о разграничении полномочий между различными органами власти торговля отошла в ведение муниципальных органов, и в МЭРТ опасаются, что на уровне местных властей могут приниматься акты, которые будут решать локальные задачи, но ущемлять при этом права участников рынка. Разрешать существующие конфликты должны именно муниципальные органы, считает Белоусов и пр

Новости партнеров

«Эксперт»
№36 (530) 2 октября 2006
Саммит в Компьене
Содержание:
Второе крыло Европы

Россия готова помочь EADS сохранить лидерство на мировом рынке авиатехники в долгосрочной перспективе. Но взамен наша страна должна получить доступ к новым технологиям и место в совете директоров европейского авиагиганта

Обзор почты
Экономика и финансы
Международный бизнес
Реклама