Быстрее, еще быстрее

Рейтинг
Москва, 09.10.2006
«Эксперт» №37 (531)
Поглощая, инвестируя, занимая, плодя новые форматы, розничные сети продолжили агрессивное распространение по стране

В 2005 году активный рост крупных розничных сетей, характерный для последних лет, продолжился. Сети наращивали обороты и число магазинов, завоевывали новые регионы. К примеру, средний темп прироста крупнейших ритейлеров в продовольственном секторе составил, по данным аналитиков ИК «Ренессанс Капитал», 47%, в то время как сам этот сектор торговли вырос на 28%.

Стадия преимущественно органического роста сменилась периодом активных поглощений мелких сетей лидерами рынка. Впрочем, в воздухе носилась и идея слияния гигантов: возможное объединение «Седьмого континента» и «Перекрестка» всерьез обсуждалось аналитиками. В рассматриваемой конфигурации объединения не случилось, но сама идея реализовалась в 2006 году: супермаркеты «Перекрестка» соединились с мягкими дискаунтерами «Пятерочки». А «Седьмой континент» удовлетворился на какое-то время поглощением нескольких мелких игроков рынка (часть сети «Самохвал», сеть «Петровский», сеть «Алтын»).

В ходе поглощений отмечены лобовые столкновения конкурентов. Так, «Пятерочка» присоединила к себе 25 магазинов компании СРТ, до этого работавшей по франшизе ТД «Копейка». Зачастую поглощения открывали сетям кратчайший путь выхода в регионы и сопредельные государства. Холдинг «Марта» приобрел курскую сеть «Апельсин». «Перекресток» купил на Украине пять супермаркетов «Spar Украина». «Седьмой континент», который в отличие от прочих сетей долгое время развивался исключительно в пределах столицы, после покупки «Алтына» вышел в Калининград. В борьбу за регионы вступила и сеть «Лента», подобно «Континенту» долго сохранявшая верность одной территории — Санкт-Петербургу и Ленобласти. Действительно, без региональной экспансии развитие невозможно. В столицах конкуренция обостряется: эксперты отмечают падение посещаемости магазинов крупнейших ритейлеров вслед за насыщением рынков сетевыми форматами. Так, в Санкт-Петербурге доля «цивилизованной» торговли дошла до 60%, что привело к тому, что за девять месяцев 2005 года посещаемость магазинов «Пятерочки», по данным ОФГ, снизилась здесь на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

Экспансия велась не только в регионы, но и в «соседние» форматы: сети стремятся расширить фронт охвата потребителей. «Седьмой континент» разделил свои уже существующие магазины на магазины премиум-уровня «Пять звезд», среднего — «Универсам» и магазины у дома «Семь шагов», начав при этом активное строительство гипермаркетов «Наш». Владельцы «Пятерочки» наряду с одноименными дискаунтерами интенсивно развивали гипермаркеты «Карусель», отказавшись от установок, которых придерживались ранее: одна из них утверждала, что формат гипермаркета слишком сложен для российской компании и лучше не конкурировать с иностранцами, отработавшими этот механизм до совершенства. «Метро» помимо формата «кэш энд керри» внедрила наконец в России формат гипермаркета «Реал», причем не только в Москве, но и в Тольятти. А сеть бытовой техники «Эльдорадо», ориентирующаяся с момента создания на нижний ценовой сегмент, начала э

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (531) 9 октября 2006
    Грузия
    Содержание:
    Средство из арсенала real politic

    Жесткий и в каком-то смысле циничный ответ России на провокацию со стороны Грузии оправдан. В сегодняшних внешнеполитических условиях мы должны были найти средство остановить провокационную политику Саакашвили

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама