Реванш проводов

Рейтинг
Москва, 09.10.2006
«Эксперт» №37 (531)
Сотовые компании перестают быть локомотивами рынка связи. На передовую выходят провайдеры интернета и мультимедийных услуг

Сейчас мало кто вспоминает, что десять лет назад в России было всего 155 тыс. абонентов мобильной связи (на 1 января 1997 года). В последнее десятилетие главной темой телекоммуникационной прессы и аналитиков был бурный рост именно сотовых операторов. Газеты пристально следили за их маркетинговыми шагами, жесткой конкурентной борьбой и ярким ребрендингом. Компании фиксированной связи, постепенно теряющие долю на рынке, ушли в тень. Аналитики заговорили о «мобильной каннибализации», скором и полном отказе от проводов, по крайней мере у конечных потребителей. Но этого не произошло. Более того, операторы фиксированной связи сейчас явно берут реванш.

Интернет-эйфория

Первое подтверждение этому можно найти, если внимательно посмотреть на показатели работы крупнейших компаний отрасли в 2005 году (см. таблицу). Темпы увеличения выручки сотовых компаний фактически сравнялись с темпами роста некоторых компаний фиксированной связи. Конечно, в лидерах не традиционные компании «Связьинвеста», которые предоставляют услуги связи населению по назначаемым государством невысоким тарифам, а представители интернет-бизнеса — как магистральные провайдеры («Транстелеком» и «РТКомм.РУ»), так и операторы, непосредственно обслуживающие конечных клиентов («Комкор», «Комстар-ОТС»). В текущем году компании из мира интернета явно уйдут в отрыв по темпам роста. Тому есть несколько причин.

Рынок широкополосного доступа в интернет (под «широкой полосой» подразумевается скорость от 128 Кбит в секунду и выше) сейчас находится в зачаточном состоянии. В 2005 году его объем, по данным iKS-Consulting, превысил 700 млн долларов. По данным «Уралсиба», интернет дома имели лишь 16% домохозяйств, из них лишь 2% имели широкополосный доступ. Серьезные сети только разворачиваются. А спрос на эту услугу велик. Жизнь и общение молодежи, образование и бизнес на наших глазах перемещаются в интернет. Причем этот процесс идет не только в Москве и крупных городах. Журналисты «Эксперта» тестировали сеть, построенную с использованием самой современной технологии беспроводного доступа pre-WiMax, связывающую десятки школ в небогатом сельскохозяйственной районе Оренбургской области — Саракташском, а в Калужской области наблюдали фермера с ноутбуком, который в интернете добывает и знания про новые технологии, и бизнес-план.

Есть неудовлетворенный спрос — есть и инвесторы. За прошедший год было сделано около десятка громких заявлений о серьезных вложениях в «широкую полосу». Правда, некоторые из них оказались блефом (например, заявление маленькой американской компании GlobeTel о контракте на 600 млн долларов с загадочной русской компанией ООО «Интернафта»). Серьезных инвесторов можно разделить на две группы. К первой относятся операторы связи, просто идущие в новый сегмент («Комстар-ОТС», «Голден Телеком», некоторые компании «Связьинвеста»). Вторая группа — люди совсем из другого бизнеса. В первую очередь это Виктор Вексельберг — его «Ренова» приобрела московского кабельного оператора «Комкор-ТВ» (торговая

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (531) 9 октября 2006
    Грузия
    Содержание:
    Средство из арсенала real politic

    Жесткий и в каком-то смысле циничный ответ России на провокацию со стороны Грузии оправдан. В сегодняшних внешнеполитических условиях мы должны были найти средство остановить провокационную политику Саакашвили

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама