За пределами нефтяной провинции

Даже самые проблемные отрасли несырьевого сектора промышленности еще имеют шансы преодолеть кризис. Но реализовать эти шансы без активной промышленной политики не удается

Нефтедолларовая анестезия пока позволяет экономике почти незаметно переносить перманентный кризис целых отраслей несырьевого сектора, часть из которых когда-то была предметом национальной гордости. Авиапром, судостроение, электронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность — вот далеко не полный перечень производств, долгие годы находящихся в состоянии глубокой депрессии. И речь здесь идет уже не о потере темпов роста, а об угрозе самому существованию этих отраслей. Затянувшийся кризис принято объяснять масштабом накопившихся проблем. Значительная их часть одинакова: технологический потенциал за двадцать лет нищенского существования несырьевого сектора во многом утрачен, оборудование устарело, кадры деградировали.

Тем не менее, как показывают результаты исследования перспектив несырьевых отраслей, проведенного нами в сотрудничестве с Минпромэнерго, есть вполне реальная возможность возрождения. Причем речь идет не о поиске знаменитых точек роста, а об их целенаправленном формировании. Без осознанных и эффективных действий государства, пресловутой промполитики, может зачахнуть самый перспективный сектор. И наоборот, создание благоприятной среды может вызвать к жизни отрасли, которые вроде бы уже вычеркнуты из списка живых. Приведем характерные примеры (заметьте, каждый из них — это от миллиарда долларов дополнительного ВВП через несколько лет).

Обустройство ниш

Отечественных авиа- и судостроителей объединяет многое. В СССР обе отрасли играли ключевую роль в машиностроении, ориентируясь как на производство военной техники, так и на выпуск гражданских самолетов и судов. В начале 90-х годов и авиастроение, и судостроение вступили в полосу затяжного кризиса, который продолжается до сих пор. Правда, российские боевые самолеты и корабли стали пользоваться устойчивым спросом за рубежом. Сегодня доходы этих отраслей почти полностью формируются за счет выполнения экспортных заказов на продукцию ВПК, а крупнейшие поставщики, такие как «Иркут», АХК «Сухой», «Севмаш», представлены в рейтинге крупнейших компаний России. А вот на гражданскую продукцию покупателей не удалось найти ни в России, ни за границей.

Утрата позиций. Обвал платежеспособного спроса со стороны судоходных компаний и авиаперевозчиков в первые годы рыночных реформ вынудил производителей резко сократить производство гражданских самолетов и судов. А когда деньги у потребителей появились, выяснилось, что размещать заказы на российских верфях и авиазаводах они не спешат. Ведь к тому времени от массового серийного выпуска судов и самолетов не осталось и следа. Если в СССР ежегодно изготовлялось около 140 гражданских судов, то в последние годы отечественные корабелы спускают на воду в лучшем случае лишь пять-шесть судов. Примерно такая же статистика и по выпуску самолетов. Ни о какой экономической эффективности производства единичных партий техники и думать нечего. А ведь есть еще целый букет сопутствующих проблем.

В результате внутренний рынок гражданских самолет

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (531) 9 октября 2006
    Грузия
    Содержание:
    Средство из арсенала real politic

    Жесткий и в каком-то смысле циничный ответ России на провокацию со стороны Грузии оправдан. В сегодняшних внешнеполитических условиях мы должны были найти средство остановить провокационную политику Саакашвили

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама