Путевка на юг

16 октября 2006, 00:00

Итоги экономического форума «Кубань-2006» подтвердили притязания Краснодарского края на статус одного из самых инвестиционно привлекательных регионов. Но, чтобы действительно стать лидером в привлечении инвесторов, краю нужно решить ряд принципиальных проблем

Традиционная российская житница и здравница — Краснодарский край — в последние годы демонстрирует устойчивый экономический рост. В течение четырех последних лет рост валового регионального продукта здесь в среднем составлял 6,5%, а в первом полугодии нынешнего года прирост ВРП уже достиг 7%. При этом некоторые отрасли демонстрируют еще более впечатляющие показатели: за последние пять лет на 30% вырос объем промышленного и сельскохозяйственного производства, в 2,5 раза увеличился объем строительных работ, в 3,5 — транспортных услуг. За этот период почти вдвое вырос и потребительский рынок, так что сегодня по уровню потребления на душу населения товаров и услуг Кубань занимает четвертое место в России.

Во многом рост экономики края объясняется тем, что региону достаточно успешно удается привлекать инвестиции. По заявлениям губернатора Александра Ткачева, за последние пять лет в Краснодарский край в общей сложности вложено инвестиций более 17 млрд долларов. В прошлом году по общему показателю привлеченных инвестиций (около 4 млрд долларов) Кубань заняла шестое место в стране, а по объему иностранных вложений — третье. При этом ежегодно объем иностранных инвестиций в регион увеличивается в полтора раза (в первом полугодии 2006 года он достиг 212 млн долларов).

Сельский час

Кубань всегда считалась житницей России, агропромышленный комплекс до сих пор составляет основу ее экономики. Удельный вес АПК в объеме валового регионального продукта края сейчас более 30%, а в общероссийском масштабе вклад Кубани — 7,5% валовой продукции сельского хозяйства России.

В Краснодарском крае выращивается половина всего российского винограда, 40% кукурузы, плодов и ягод, производится треть сахара и 80% риса (кстати, в прошлом году здесь был собран рекордный урожай риса — 550 тыс. тонн). А вот что касается зерновых, то в нынешнем году сбор урожая отстает от прошлогодних показателей (пока хозяйствами края собрано 6,5 млн тонн зерновых, в то время как год назад на тот же период было 6,8 млн). Власти объясняют недобор урожая неблагоприятными погодными условиями: сухая осень, сильные заморозки зимой, засуха в конце мая.

Однако развитие сельского хозяйства в крае сдерживает не только погода, но и ряд проблем. В частности, высокий износ сельскохозяйственной техники. Крупные агропредприятия худо-бедно решают эту проблему, приобретая в кредит и лизинг новые уборочные комбайны (по официальным данным, сейчас в регионе на покупку новой техники тратят вдвое больше, чем еще пару лет назад). Тем не менее мелким хозяйствам подобные приобретения зачастую не под силу. В начале минувшего лета по этому поводу в крае даже вспыхнул небольшой «крестьянский бунт», когда руководитель ассоциации фермерских хозяйств Ейского района Петр Щербак вместе с рядом других фермеров сжег свой комбайн в знак протеста против отсутствия у рядового фермера возможности получить льготный кредит. Акция получила широкий резонанс, и отчаявшегося фермера позже даже успокаивал по телефону министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

Власти края предлагают несколько путей решения проблемы нехватки оборотных средств. Как сообщил на форуме «Кубань-2006» заместитель главы Краснодарского края Николай Дьяченко, сейчас создаются сельские кредитно-потребительские кооперативы, объединившись в которые мелкие фермерские хозяйства могли бы сообща занимать у банков крупные суммы денег.

Впрочем, наиболее динамичный рост в крае в ближайшее время ожидается не в секторе выращивания, а в области переработки сельскохозяйственной продукции. Уже сейчас эта отрасль Кубани играет значимую роль в общероссийском масштабе — в регионе производится, например, 27% всего российского растительного масла, треть сахарного песка, 22% круп, а также 98% мясных консервов для детского питания и 45% минеральных вод.

При этом объемы перерабатывающей пищевой индустрии в крае постоянно растут. По словам Николая Дьяченко, только за восемь месяцев нынешнего года перерабатывающие предприятия края увеличили свою чистую прибыль в 2,3 раза. «При этом задел мощности перерабатывающей пищевой промышленности позволяет в ближайшее время увеличить объем продукции в полтора раза», — подчеркивает он.

Быстрый рост переработки сельскохозяйственной продукции во многом связан с инвестициями иностранных предприятий. Один из ярких примеров — вложение французской компанией Bonduelle более 50 млн долларов в собственный завод консервированных овощей (на полную мощность предприятие должно выйти в следующем году). Другой крупный мировой игрок, компания Nestle, инвестирует 120 млн долларов в комплекс по производству продуктов питания. Также серьезный стимул для развития АПК края — приход в регион крупных мировых производителей сельскохозяйственной техники. Так, три года назад свой комбайновый завод здесь начала строить известная международная компания Claas (объем инвестиций — около 25 млн долларов). А на нынешнем форуме «Кубань-2006» об инвестициях порядка 8–10 млн долларов в строительство своего тракторного завода в крае объявила известная канадская компания Buhler.

Транспортное звено

Уникальность Краснодарского края не только в благоприятном для сельского хозяйства климате, но и в его выгодном географическом положении. Некоторые специалисты называют регион мостом между Европой и Азией, по которому проходят кратчайшие пути сухопутного, водного и воздушного сообщения между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Средней Азии.

Сейчас на долю транспортной отрасли Кубани приходится порядка 15% объема валового регионального продукта (в денежном исчислении объем услуг в отрасли в прошлом году составил более 4 млрд долларов, общий объем перевезенных грузов — 262 млн тонн, пассажиров — 454 млн человек). Однако, по заявлениям специалистов, это лишь малая доля того, на что потенциально способен регион.

Краснодарский край вполне может претендовать на ключевую роль в возрождении Великого шелкового пути — кратчайшего пути из стран Азии в Европу. «В перспективе Краснодарский край мог бы играть большую роль в развитии не только российских, но и мировых транспортных путей, — заявил в Сочи руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. — Через Кубань пролегает кратчайший путь через Черное море в Европу, который может в три раза сократить многие существующие транспортные маршруты из Азии в Европу. Транспортный потенциал у региона огромный. Объем грузооборота между Европой и Азией сегодня оценивается на уровне одного миллиарда тонн, и при развитии транспортной инфраструктуры часть этого потока могла бы идти через Краснодарский край».

То самое развитие инфраструктуры Кубани в первую очередь связано с совершенствованием портовых мощностей в регионе. Через порты Краснодарского края уже перевозится около половины всех внешнеторговых грузов России. И это не предел. Одной из главных новостей на форуме стало заявление о том, что федеральные власти готовы взять на себя часть финансирования самого масштабного инвестиционного проекта в области транспортной инфраструктуры юга России — нового морского порта Тамань, который должен стать вторым по мощности в стране.

«Новый порт на Тамани — это огромный проект, реализация которого на ближайшие 10–15 лет позволит удовлетворить потребность в основных морских перевозках на юге России», — заявил на форуме генеральный директор порта Тамань Петр Паринов. По его словам, новый глубоководный незамерзающий порт, расположившийся на Таманском полуострове в районе между дамбой Тузла и мысом Панагия, будет обладать пропускной способностью 35 млн тонн грузов в год. Порт должен состоять из пяти специализированных комплексов: контейнерного (грузооборот 2 млн контейнеров в год), зернового (5 млн тонн), угольного (10 млн тонн), паромного (1,5 млн тонн), комплекса по перегрузке металла (3 млн тонн). Безусловным преимуществом порта называют то, что климатические условия позволяют обеспечить круглогодичный режим работы. Начало строительства нового порта запланировано на 2007 год, продолжительность работ — 5 лет, а общая стоимость инвестиционного проекта — порядка 2,5 млрд долларов.

Представитель федеральных властей — замминистра экономического развития и торговли России Кирилл Андреев заявил на форуме, что госбюджет готов выделить половину этой суммы, ту часть, которую следует потратить на инфраструктуру общего пользования (обустройство акватории, строительство защитных и гидротехнических сооружений, железных дорог общего пользования и т. д.). На частные же средства возведут морскую составляющую. По словам разработчиков, о готовности инвестировать в строительство порта уже заявил ряд крупных российских компаний, в частности «Русал» и «Базэл», которые сейчас активно используют черноморские порты на Украине и крайне заинтересованы в переориентации своих грузопотоков через новый порт.

Значимая реконструкция ожидает и существующие порты Краснодарского края. В частности, крупнейший из них — Новороссийский морской торговый порт — в ближайшее время намерен вложить в реконструкцию своих мощностей 700 млн долларов. Генеральный директор порта Игорь Вилинов сообщил, что на эти средства будут созданы новые комплексы для нефтепродуктов, лесных грузов, глинозема, новый зерновой терминал. Все эти инвестиции позволят увеличить грузооборот порта почти в полтора раза — с 80 млн тонн в 2005-м до 110 млн тонн к 2010 году. Правда, узким местом нового проекта является необходимость достраивания наземной транспортной инфраструктуры — железных и автомобильных дорог. Руководство порта надеется, что они будут введены в строй за счет средств инвестфонда, деньги из которого ожидают получить в следующем году.

 pic_text1 Фото — ИТАР-ТАСС
Фото — ИТАР-ТАСС

Любопытны и планы краснодарских портовиков по развитию пассажирского морского транспорта. Специалисты утверждают, что сегодня морской пассажиропоток в регионе крайне низок. Фактически после распада СССР морское пассажирское сообщение в крае пришло в упадок: если во времена Советского Союза по Крымско-Кавказской морской транспортной линии ежегодно передвигалось 135 тыс. человек, то сейчас этот показатель упал в разы — до 20 тысяч.

В ближайшее время эту ситуацию постараются изменить. В частности, планируется кардинально реконструировать сочинский морской порт, который в будущем сможет принимать только пассажирские суда. По словам генерального директора порта Давида Ступельмана, в ближайшее время на эти работы будет потрачено около 100 млн долларов. Акватория этого морского транспортного узла будет увеличена достаточно оригинальным способом: в сторону моря предлагается построить огромную «клюшку» — насыпной причал протяженностью два километра, где смогут «парковаться» самые различные пассажирские суда, от небольших яхт до огромных круизных лайнеров. В результате подобной реконструкции пассажиропоток сочинского порта может увеличиться до 950 тыс. человек в год, из Сочи по морю можно будет отправляться как в российские города Черноморского побережья, так и в порты других стран.

Курортный сезон

Краснодарский край не только житница и крупный транспортный узел, но и признанная всероссийская здравница. В последние годы потоки туристов на курорты Кубани бьют все рекорды: утверждают, что в 2005 году рост турпотока в регион по сравнению с 2004-м составил 22%, а в нынешнем сезоне в крае отдохнет еще на 20% больше людей. Роль региона в развитии российского туризма подчеркивают не только местные, но и федеральные власти. «Мы хотим создать в Краснодарском крае все условия, чтобы именно сюда приезжали отдыхающие и здесь оставляли деньги, а не кормили туристическую индустрию Турции или Болгарии», — заявил на одной из пресс-конференций форума «Кубань-2006» глава МЭРТ Герман Греф.

Федеральная власть поддерживает процесс развития туриндустрии на российском побережье Черного моря специальной федеральной целевой программой «Развитие Сочи как горноклиматического курорта в 2006—2014 годах». Общий объем ее финансирования составляет около 12 млрд долларов, из них более половины (7 млрд) запланировано выделить из федерального бюджета, а основную часть остальной суммы предполагается привлечь из внебюджетных источников.

Выделение государством столь значимых средств здесь объясняют тем, что Сочи — реальный претендент на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. Правда, многие скептически оценивают шансы города на победу в споре с австрийским Зальцбургом и южнокорейским Пьенчонгом, на что власти отвечают словами президента страны, в очередной раз прозвучавшими на нынешнем экономическом форуме: «Если Сочи будет столицей Олимпийских игр, то мы порадуемся, а если нет, то воспользуемся участием в конкурсе, чтобы развивать Юг России для наших граждан».

Судя по всему, инвестиции в туристическую отрасль региона в скором времени могут до неузнаваемости изменить некоторые участки Черноморского побережья. На форуме «Кубань-2006» департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края представил более 70 новых площадок для инвестиций в туристический бизнес. Например, несколько территорий общей площадью в 150 га расположено в живописной и пока не застроенной долине на берегу Имеретинской бухты в Адлеровском районе. В случае победы Сочи в конкурсе на проведение Олимпиады здесь предполагается построить Олимпийскую деревню, большой ледовый дворец и ряд спортивных сооружений. Другой крупный проект — создание еще одного (помимо Красной Поляны) горнолыжного комплекса. Он должен появиться в районе горы Семиглавая в нескольких километрах от города Туапсе. Здесь под строительство туристического комплекса выделено шесть площадок общей площадью 500 га.

Энергия движения

Однако есть серьезные проблемы, которые, по мнению специалистов, могут сдерживать развитие экономики Краснодарского края. Одна из основных — растущий энергодефицит региона: Сочи и прилегающие районы уже сейчас остро нуждаются в дополнительных мощностях. «Краснодарский край стремительно становится энергодефицитным регионом, — говорит Алексей Невский, генеральный директор Независимой энергосбытовой компании Краснодарского края (НЭСК). — Сейчас 40 процентов электроэнергии краем закупается в других российских регионах, при этом рост потребления, особенно в прибрежных туристических районах, крайне высок. Так что дефицит энергии уже сейчас становится сдерживающим фактором и превращается в одну из системных проблем региона».

Основные генерирующие мощности Кубани — Краснодарская ТЭЦ и Сочинская ТЭС. Последняя построена относительно недавно, всего несколько лет назад, в то время как Краснодарская ТЭЦ укомплектована крайне изношенным оборудованием, которое вот-вот выйдет из строя. В связи с этим администрация края жестко ставит вопрос о реконструкции ТЭЦ и, в частности, о строительстве на ней новой мощной парогазовой установки (ПГУ-450) стоимостью 500 млн долларов. Руководство края даже обратилось к федеральному правительству с просьбой рассмотреть варианты реконструкции Краснодарской ТЭЦ и готово взять на себя работу по привлечению инвесторов. Однако главный арендатор ТЭЦ — компания ТГК-8 — рассчитывает самостоятельно привлечь средства для этой реконструкции, правда, только после дополнительной эмиссии акций, которая произойдет не раньше следующего года. Деловые круги региона утверждают, что это слишком поздно, что действовать нужно уже сейчас, поскольку оборудование ТЭЦ может просто не дожить до указанного срока.

Еще один путь решения проблемы растущего энергодефицита — развитие малой энергетики, небольших электростанций. Сейчас ряд независимых компаний продвигает идею возведения по всему краю небольших парогазовых электростанций. В частности, компания НЭСК планирует установить на базе 80 котельных микроэлектростанции — парогазовые турбины мощностью от 500 кВт до 4 МВт. По оценкам, этот проект в общей сложности обеспечит до 230 МВт мощности, а каждая установка на базе котельной обойдется примерно в 2,5–3,5 млн долларов.

Правда, развитие малой энергетики, которая должна работать преимущественно на природном газе, упирается в проблему газификации Кубани. Кардинально решить вопрос, особенно в отношении курортной зоны края, призвано строительство нового газопровода Джубга—Лазаревское—Сочи (предположительно оно начнется уже в следующем году). Главная особенность проекта в том, что труба пойдет по дну Черного моря на расстоянии 7–12 км от берега, его стоимость оценивается в 100–150 млн долларов. «Новый газопровод будет иметь пропускную способность 1,2 миллиарда кубометров газа, — рассказывает Сергей Жвачкин, генеральный директор ООО “Кубаньгазпром”. — Новая “ветка” обеспечит топливом Большой Сочи на ближайшие двадцать лет и, конечно, будет способствовать развитию малой энергетики».

Наконец, еще одно перспективное направление — развитие в регионе альтернативной энергетики. По мнению специалистов, на Кубани, особенно в прибрежных районах (в частности, в районе Анапы) очень благоприятные условия для развития ветроэнергетики. «Однако окупаемость ветрогенерирующих мощностей составляет 18–20 лет, — поясняет Алексей Невский из компании НЭСК. — Поэтому во всем мире ветроэнергетика дотируется государством. Надеемся, что в ближайшее время подобный подход начнут практиковать как в России в целом, так и в Краснодарском крае в частности».