Охота на одиночек и молчунов

16 октября 2006, 00:00

Негосударственным пенсионным фондам стало тесно в рамках корпоративного добровольного пенсионного обеспечения. Они всерьез принялись за диверсификацию своего бизнеса

За год объем пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) увеличился на 150% и достиг 298 млрд рублей. В целом вполне внушительные показатели. Однако по сравнению с 2005 годом темпы роста упали на 50 процентных пунктов (см. график 1). Причем, как показало исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», падение продолжится.

Причина торможения в крупнейших корпорациях. Именно они до сих пор были основными оптовыми поставщиками клиентской базы НПФ и подпитывали безудержный рост пенсионных резервов. Сейчас ситуация в корне меняется. Дело идет к насыщению, не за горами и тот момент, когда поток поставляемых компаниями-гигантами новых клиентов и вовсе иссякнет.

Такое развитие событий не устраивает фонды, нацеленные на куда более серьезный бизнес. И самое главное, у них есть все возможности для реализации своих амбиций. Во-первых, потенциальный пенсионный рынок России намного шире уже освоенных ста крупнейших компаний. Во-вторых, еще практически не распечатаны стремительно прирастающие средства Пенсионного фонда России, около 90% трудоспособного населения по-прежнему остается в ранге «молчунов». А значит, фондам есть куда расширяться и есть за кого бороться.

Корпоративное ДПО

Выбирая потенциальных клиентов для добровольного пенсионного обеспечения (ДПО), фонды предпочитают двигаться по нисходящей. Предприятие тем интереснее для них, чем оно больше. Такая стратегия позволяет экономить на масштабе. Один привлеченный сталелитейный комбинат обеспечивает больший приток клиентов и денег, нежели десяток мелких фирм. И такой «крупной рыбы» в стране пока хватает, но за ней надо охотиться.

В ДПО сейчас сосредоточена основная часть бизнеса НПФ. В среднем по рынку наибольшая доля — 98% — приходится на пенсионные резервы. Лидер по объему пенсионных резервов — НПФ «Газфонд» (без малого 168 млрд рублей).

Пенсионные резервы по большей части привлечены в фонды через корпоративные программы негосударственного пенсионного обеспечения. Почти все крупные структуры страны — «Газпром», РЖД, РАО ЕЭС, «Норильский никель», «Связьинвест», компании ОПК и т. д. — уже являются участниками пенсионной системы в области ДПО. Зачем им это надо? Во-первых, это одно из необходимых условий социально ориентированного бизнеса, пекущегося о лояльности сотрудников. Поэтому практически каждое из ста крупнейших предприятий страны имеет фонд, который его обслуживает. Во-вторых, эти же предприятия, как правило, являются и учредителями фонда, что позволяет рассматривать его как продолжение бизнеса компании. И тут у НПФ дела обстоят вполне прилично, даже если не брать в расчет их возможности по оптимизации денежных потоков холдинга. Например, чистая прибыль того же Газфонда по итогам 2006 года составила почти 8 млрд рублей.

Выйти за пределы учредителя не просто. Чтобы привлечь непосредственно интересующие их предприятия, фонды все активнее занимаются информационно-разъяснительной работой в региональных и корпоративных СМИ. Практика показывает, что такие точечные, хорошо подготовленные визиты оказываются гораздо эффективнее широкой маркетинговой кампании. Ведь борьба за ДПО, по сути дела, все еще остается подковерной.

Основные вопросы решаются не на открытых тендерах, а на закрытых переговорах и встречах. И если компания — будущий вкладчик и объявляет потом тендер, то результаты тендера фактически предрешены. Поэтому и представительство на таких конкурсах невзрачное. Комментирует вице-президент НПФ «ЛУКойл-Гарант» Сергей Эрлик: «В последние годы мы не отвечаем на предложения участвовать в тендерах. Как показала практика, если не проводилась предварительная работа по расчетам пенсионных программ, не было заинтересованных встреч, трудных вопросов и долгих переговоров, рассчитывать на успех бесполезно. Видимость борьбы нам не нужна. Мы участвовали несколько лет тому назад в тендере в Ленинградской области. Было около десятка участников, из них четыре-пять действительно достойных. Однако победителем оказался “карманный” фонд, который практически по всем объективным показателям был слабее других претендентов. Думаю, что система тендеров в России еще нуждается в коренном преобразовании».

Обычно борьбу за новых корпоративных клиентов фонды предпочитают вести в той же отрасли и в том же регионе, которым принадлежат их крупнейшие вкладчики. В такой среде имя НПФ на слуху, что сильно способствует делу. «Стратегия привлечения и обслуживания клиентов нашего фонда направлена на создание эффективной системы негосударственного пенсионного обеспечения в рамках отрасли связи, которой принадлежит наш крупнейший вкладчик — холдинг “Связьинвест”. Это позволит создать необходимый фундамент для привлечения и обслуживания предприятий и организаций других отраслей, а также для привлечения застрахованных лиц по обязательному пенсионному обеспечению», — говорит исполнительный директор НПФ «Телеком-Союз» Аркадий Недбай.

Розничное ДПО и ОПС

Еще один лакомый кусок для НПФ — пенсионные средства «молчунов». Речь идет не только о пенсионных накоплениях, но и о потенциальных добровольных сбережениях граждан. Только вот убедить их в том, что НПФ могут и хотят надежно и эффективно распоряжаться этими деньгами, крайне сложно.

Но игра стоит свеч. На 1 июля 2006 года в ВЭБе было сосредоточено 184,5 млрд рублей. Только за последний год этот показатель увеличился на 86% (см. график 2). И можно ожидать еще большего роста пенсионных накоплений. Для этого есть целый ряд предпосылок.

Во-первых, ПФР методично подпитывает борьбу с недобросовестными работодателями, ратуя за «обеление» зарплат в стране. А это значит, что увеличатся отчисления ЕСН, из которого и формируются средства для обязательного пенсионного обеспечения (ОПС). Во-вторых, в соответствии с законодательством с 2005 года максимальный размер накопительной части пенсии увеличился до 6%. В-третьих, идет обновление поколений. На смену гражданам, родившимся до 1967 года, приходит молодежь, уже участвующая в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные накопления дают шанс фондам, связывающим свое будущее с розницей. На этом поле они вполне могут обыграть фонды, созданные под крылом сильной компании. Кроме того, привлекая клиентов по программе ОПС, фонды могут рассчитывать, что граждане, распорядившись своими пенсионными накоплениями, воспользуются услугами фонда и по программам ДПО. «Не секрет, что на многих российских предприятиях работникам платят “серую” зарплату. А это значит, что трудовая пенсия работников будет небольшой, поэтому и особого стимула хлопотать по поводу накопительной части у них нет: считают, овчинка выделки не стоит», — рассуждает исполнительный директор НПФ «Райффайзен» Елена Горшкова.

Процесс же «обеления» зарплат в нашей стране, несмотря на все усилия ПФР, может затянуться на долгие годы, которых в запасе у будущих пенсионеров нет. Поэтому граждане будут искать альтернативы, в частности ДПО.

Фонды уже начали реализовывать свой потенциал в области розничного пенсионного обеспечения. За последний год количество участников по ОПС выросло более чем в четыре раза. Пенсионные накопления увеличились в 2,6 раза. А их доля в собственном имуществе фондов расширилась с 1 до 1,8%. Кроме того, с 50 до 65% выросла доля пенсионных резервов, учитываемых на индивидуальных счетах.

В качестве главных конкурентов в области ОПС и розничного ДПО к крупным НПФ, таким как «ЛУКойл-Гарант» и «Благосостояние», добавились фонды «Большой» и «Стратегия». Они уже сейчас входят в десятку лидеров по объемам пенсионных накоплений (см. таблицу 2). Чтобы добиться таких результатов, фонд «Стратегия», например, устраивает в регионах крупные PR-кампании, что само по себе явление для НПФ уникальное.

Активность розничных фондов вполне понятна. Кто сейчас успеет занять максимальную долю рынка, закрепиться в регионах, тот и получит решающее преимущество в борьбе за «молчунов». Осознавая это, фонды пытаются как можно быстрее развернуть свою систему поддержки клиентов. «Наш фонд в ближайшем будущем планирует расширить свое присутствие в уже освоенных регионах — Пермском крае и Свердловской области. Основные силы там будут брошены на открытие новых филиалов и создание новых продуктов и технологий обслуживания клиентов. На 2007 год намечено полноценное внедрение системы платежных терминалов по приему взносов (кэшинов) не только по всем офисам фонда, но и в торговых сетях Перми и Екатеринбурга. И более плотное сотрудничество с властями регионов в части привлечения новых клиентов и разработки совместных инвестиционных проектов», — делится своими планами на будущее президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков.

Проблемы открытого рынка

Прежде всего, выходя за рамки работы с учредителем, фонд из тепличных условий попадает в жесткую конкурентную среду. Клиентов больше не приводят, за ними надо бегать.

К тому же будущие пенсионеры недоверчивы и не горят особым желанием нести деньги в фонд. Большинство людей считает НПФ сугубо кэптивными структурами. На них распространяется и общее недоверие к различным финансовым институтам. Все это вызвано тем, что о пенсионной системе мало что известно как раз тем людям, для которых она представляет интерес. И директора компаний, и рядовые сотрудники не осознают, как функционируют и какие возможности дают им негосударственные фонды. Говорит заместитель исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Ирина Артеменко: «Мы постоянно сталкиваемся с тем, что люди не понимают смысл пенсионной реформы, сущность негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Сказывается неграмотность населения в финансовых вопросах в целом, отсутствие в России культуры заблаговременной заботы о собственном пенсионном будущем. В результате нам приходится любую рекламу или личные встречи начинать с разъяснения азов пенсионной системы».

Наконец, в отношении перевода средств ОПС у фондов возникает ряд дополнительных сложностей. Мало того что люди лишь поверхностно знакомы с пенсионной системой, так еще и сама процедура представляет собой далеко не тривиальный процесс (его можно сравнить с самостоятельным заполнением налоговой декларации). Как отмечает Сергей Эрлик, «перевод средств законодательно так заорганизован, что не всякий сумеет безошибочно пройти все эти лабиринты самостоятельно. Поэтому в работе по ОПС мы пытаемся облегчить процедурные вопросы».

Ощутимый прогресс

Все эти проблемы не мешают фондам гнуть свою линию. Несмотря на замедление темпов роста, клиентами НПФ уже являются почти 4 млн человек. Стоит также отметить и высокие темпы роста пенсионных накоплений в НПФ. За год они увеличились почти в шесть раз. И это при том, что фонды были допущены к ОПС почти на два года позже управляющих компаний (УК).

Мало того, к июню 2006 года в ОПС установился паритет между УК и НПФ (см. график 3). И динамика роста говорит о том, что фонды скоро оставят УК далеко позади. Такой эффект наблюдается за счет того, что НПФ проявляют гораздо большую активность при привлечении клиентов по ОПС. Оно и понятно, это ведь их основной бизнес, тогда как для УК — всего лишь подспорье. Самим управляющим гораздо легче работать с пенсионными накоплениями не напрямую, а через НПФ — меньше волокиты с отчетностью и легче вести учет.

Развитие НПФ — это не только увеличение клиентской базы, пенсионных резервов и накоплений, но и заметные качественные сдвиги.

Во-первых, эволюционируют отношения УК и НПФ. Разница по сравнению с 2002–2003 годами видна невооруженным взглядом. Если два года назад фонды работали с одной-двумя УК, которые имели непосредственное отношение к тем же структурам, что и сам фонд, то теперь — уже с несколькими. Отбор управляющих производится по утвержденным критериям либо на открытых конкурсах. Создаваемая таким образом конкурентная среда позволяет повысить эффективность управления пенсионными средствами.

Во-вторых, наметились положительные изменения в организации и структуризации профессиональной деятельности НПФ. Речь идет о Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). Организация, созданная в середине 2000 года, а потом благополучно увядшая, сравнительно недавно была реанимирована.

Активность НАПФ уже заметна. Руководство всерьез взялось лоббировать интересы членов своей организации. В частности, прорабатываются вопросы, связанные с недостатками законодательства о НПФ. Особое внимание уделяется налогообложению. «Основной преградой, по нашему мнению, равно как и возможным стимулом была, есть и будет система налогообложения, стимулирующая или не стимулирующая активное участие граждан и работодателей в формировании достойного пенсионного будущего», — рассказывает исполнительный директор НПФ «Национальный» Светлана Касина.

В-третьих, не прошли даром трехлетние регулярные усилия «Эксперт РА». Качественно изменилось отношение НПФ к раскрытию информации. А корпоративные клиенты при проведении тендеров все чаще обращают внимание на рейтинг фонда.

Несколько советов

Если вы родились раньше 1967 года — забудьте про пенсионную реформу, она не для вас. Присылаемые ПФР «письма счастья» — для вас всего лишь напоминание о трудовом стаже, знак того, что государство о вас помнит.

Для более молодых совет: чем раньше вы задумаетесь о своем будущем, тем безмятежнее будет ваша старость. Но это только при грамотном выборе организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями.

Если вы решили перевести свои пенсионные накопления в НПФ, то, во-первых, заключите с этим фондом договор об обязательном пенсионном страховании. Во-вторых, подайте в ПФР заявление о переходе в НПФ. Бланк такого заявления должен быть в «письме счастья». Также его можно найти на сайте ПФР (http://www.pfrf.ru/content/view/2536/138/). И наконец, передайте заявление в ПФР. Это можно сделать несколькими способами:

  • лично явившись в отделение ПФР по месту жительства;
  • через трансфер-агента, который бесплатно заверит вашу подпись на заявлении и обеспечит доставку заявления в ПФР;
  • почтой, предварительно заверив подпись у нотариуса (услуги нотариуса вам придется оплатить).

Список трансфер-агентов

  • Акционерный коммерческий Московский муниципальный банк — Банк Москвы (ОАО)
  • Банк «Первое общество взаимного кредита» (ОАО)
  • АКБ «Росбанк» (ОАО)
  • ОАО «Альфа-банк»
  • АКБ «Московский деловой мир» (ОАО)
  • АКБ «Союз» (ОАО)
  • ОАО «Коммерческий банк “Петрокоммерц”»
  • ОАО АКБ «Автобанк-НИКойл»
  • ОАО «Банк внешней торговли»
  • АКБ «Менатеп Санкт-Петербург» (ОАО)
  • Акционерный банк газовой промышленности «Газпромбанк» (ЗАО)
  • ОАО «Урало-Сибирский банк»
  • ООО «КБ “Газэнергопромбанк”»
  • ОАО «Банк “Возрождение”»
  • Акционерный коммерческий банк «Ак Барс» (ОАО)
  • Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк» (ЗАО)
  • ОАО «ТрансКредитБанк»
  • ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»
  • ЗАО «Райффайзенбанк Австрия»
  • ФГУП «Почта России»

Методика составления рейтинга НПФ

В рейтинге 2006 года (см. таблицу 1) приняли участие 42 фонда, в совокупности они контролируют более 80% рынка ДПО.

Цель рейтинга — помочь определиться с выбором простому гражданину. Соответственно, деятельность негосударственного пенсионного фонда оценивалась по двум основным блокам критериев: надежность фонда (устойчивость) и его успешность (эффективность деятельности).

Первый блок — надежность фонда — опирается на семь критериев, анализировавшихся за последние три года:

  • общий объем пенсионных резервов;
  • размер имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД);
  • опыт работы фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
  • состав учредителей фонда;
  • репутация фонда на рынке НПО;
  • диверсификация инвестиционного портфеля фонда;
  • членство в профессиональных объединениях.

Второй блок — успешность фонда (эффективность деятельности) определяется на основании оценки трех критериев: рост доли фонда на рынке НПО, успешность инвестиционной политики (эффективность деятельности) и рост клиентской базы фонда по нескольким показателям на протяжении последних трех лет.

В зависимости от полученной балльной оценки НПФ присваивается рейтинговый класс (оценка). А — высокий уровень надежности и успешности фонда; В — средний уровень; С — низкий уровень.

Более подробную информацию обо всех участниках рейтинга, условиях участия в рейтинге и полный вариант методики можно найти на сайте рейтингового агентства «Эксперт РА» по адресу www.raexpert.ru.