Первая осечка

Иван Рубанов
16 октября 2006, 00:00

Причиной неудавшегося IPO «Уралкалия» могли стать сомнения инвесторов в реалистичности планов компании, изменение оценки привлекательности всего российского бизнеса или же политическая ситуация вокруг России

Один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений российское ОАО «Уралкалий» решило не проводить намеченное размещение акций на Лондонской фондовой бирже. Организаторы IPO предполагали, что ценные бумаги «Уралкалия» объемом до 29% уставного капитала будут размещены на Лондонской бирже по цене от 2,05 до 2,45 доллара за штуку, что соответствует капитализации компании в 4,25—5,2 млрд долларов. Но 11 сентября, впервые в истории российских компаний, было объявлено, что уже почти полностью подготовленное IPO не состоится.

По словам представителей компании и контролирующего ее российского бизнесмена Дмитрия Рыболовлева, причиной такого решения стала слишком низкая цена, предложенная потенциальными покупателями в ходе road show. При этом некоторые аналитики отметили, что акционеры «Уралкалия» хотели получить за продаваемый пакет слишком много. Действительно, средняя цена размещения приблизительно на четверть выше нынешних рыночных котировок акций компании в России. По финансовым и производственным показателям компания должна была оказаться дороже своих зарубежных, и особенно российских, конкурентов (см. таблицу).

«Уралкалий» фактически продавал и свои давно заявленные амбициозные планы по двукратному увеличению мощностей и объемов производства (см. интервью с Дмитрием Рыболовлевым в «Эксперте» № 14 за этот год). Однако у инвесторов могли возникнуть сомнения в их реалистичности. После бурного роста рынка в 2004—2005 годах в нынешнем году произошло некоторое его охлаждение. Кроме того, сам «Уралкалий» в этом году сбавил обороты: в ходе ценового противоборства с крупнейшими потребителями хлоркалия из Китая и Индии российская компания была вынуждена сократить объемы отгрузки и производства. В результате в первой половине 2006 года выручка компании упала в полтора раза, а чистая прибыль — более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания впервые в истории уступила пальму первенства в отрасли своему российскому конкуренту — «Сильвиниту».

Более осторожному отношению к российским акциям и их оценке иностранными инвесторами могли способствовать наметившиеся в последние месяцы тенденции падения цен на нефть и оттока средств зарубежных инвесторов с российских рынков. Отрезвить их может и то, что котировки многих российских компаний, разместившихся за рубежом в нынешнем году, несмотря на рост российских индексов заметно упали (см. график 1).

Тем не менее «Уралкалий» имел все шансы разместиться и по верхней границе. В пользу этого свидетельствуют недавние размещения компаний из СНГ и сделки по покупке пактов их акций: быстрорастущие компании оценивались гораздо выше, чем следовало из их фундаментальных финансово-производственных показателей (взять хотя бы недавнее блистательное размещение «Роснефти»). Шансы на это были и у «Уралкалия». «”Уралкалий” работает с высочайшей рентабельностью, не меньшей, чем у аналогичных компаний нефтяной отрасли, — отмечает аналитик банка “Зенит” Дмитрий Лукашев. — Однако в отличие от них он обеспечен запасами не на пятнадцать-двадцать, а на сотню лет. Так что с учетом перспектив роста “Уралкалий” мог бы продаться и по три доллара за акцию». К тому же в середине года «Уралкалий» наконец договорился с иностранцами и даже добился некоторого повышения цены на свою продукцию, в результате чего производственные и финансовые показатели компании начали быстро восстанавливаться (см. график 2).

Возможно, были и другие причины срыва IPO. Помешать российской компании, на наш взгляд, могла осложнившаяся в последние дни политическая ситуация вокруг России. Нарастание напряженности в отношениях с Грузией и убийство оппозиционной журналистки Анны Политковской привели к росту настороженности Запада в отношении России. Это также могло повлиять на отношение иностранных инвесторов к российскому бизнесу. Показательно, что 9 сентября The Wall Street Journal опубликовала статью под заголовком «Российские IPO может ожидать холодный прием», в которой в числе потенциальных жертв назывался и «Уралкалий». В результате произошедших за последние дни событий один или несколько ключевых потенциальных покупателей могли отозвать свою заявку непосредственно перед IPO «Уралкалия». Более того, по данным компетентного источника, близкого к сделке, буквально до последних дней road show и процедура подготовки размещения проходила весьма успешно, а инвесторы были благосклонны к компании.