Дракон примеряет европейские одежды

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
30 октября 2006, 00:00

Американцы ошибались, видя в Китае восточную угрозу западному миру. Тысячелетняя империя приняла все правила глобализации и с каждым годом становится все ближе и понятнее для Запада

История Китая знает многочисленные примеры резких поворотов во внутренней и внешней политике. Новое руководство Китая, пришедшее к власти в 2003 году, до последнего времени демонстрировало осторожность в принятии решений. Однако накануне последнего пленума ЦК КПК, прошедшего в середине октября, был отстранен от работы секретарь Шанхайского обкома, который принадлежал к людям, близким к предыдущему руководителю страны Цзян Цзэминю, и одно время рассматривался как его наследник. Это, казалось, предвещало коренные изменения в политике Китая.

Возможно, именно поэтому решения последнего пленума ЦК КПК вызвали массу комментариев, смысл которых сводился к тому, что Китай совершает очередной, традиционный для него, поворот — если не к замкнутости, то к решению своих внутренних проблем. И если до сих пор мир боялся китайской экспансии, то сейчас возникают опасения, что такой поворот к изоляционизму подорвет мировую экономику.

О новой китайской политике мы беседуем с членом-корреспондентом РАН, заведующим сектором экономики и политики Китая и Японии Института мировой экономики и международных отношений РАН Василием Михеевым.

— Мне с подобными оценками трудно согласиться. Пленум не обсуждал те направления развития китайской экономики, которые уже сложились, и тем более не отказывался от них. Первое сложившееся направление — это интеграция в глобальные и региональные экономические структуры: ВТО, «АСЕАН плюс три». Я думаю, что после нормализации японско-китайских отношений интеграционная деятельность будет активизирована и в Северо-Восточной Азии вблизи российских границ. Второе направление, которое еще год назад было новым, — это экспансия китайского капитала за рубеж. Сейчас она все более расширяется. За последний год Китай инвестировал свыше семи миллиардов долларов в экономику разных стран. Подготовлено около шестидесяти миллиардов инвестиций, а объявлено более чем о ста миллиардах. Китай направляет эти инвестиции не только в энергетические ресурсы, составляя на этом направлении серьезную конкуренцию и российским, и западным компаниям в Иране, Нигерии, Судане, в Северной Африке, — он направляет эти ресурсы и в автомобилестроение, и в обрабатывающую промышленность. Этот стратегический курс опирается на дипломатическую и политическую активность КНР. Теперь одна из главных задач китайского руководства — поддержка экспансии китайского капитала за рубеж дипломатическими методами.

— Что же нового тогда внес пленум в китайскую политику?

— Он акцентировал внимание партии на новых явлениях, которые происходят в экономике страны. Первое — это повышение роли внутреннего спроса в обеспечении роста. Экспорт, конечно, тоже продолжает обеспечивать рост ВВП, но внутренний спрос уже больше. С чем это связано? Прежде всего с расширением численности среднего класса. Если в прошлом году она оценивалась в восемьдесят миллионов человек, то в этом году — уже более чем в сто миллионов.

— А что такое средний класс по-китайски?

— В Китае два критерия принадлежности к среднему классу. Это доход не менее тысячи долларов на работающего члена семьи в месяц и не менее ста тысяч долларов собственности на семью. Зарплаты в Китае сейчас уже высокие. В IT-промышленности они составляют у специалистов две-три тысячи долларов в месяц. Хотя, конечно, сохраняются и значительно более низкие оклады. И второй резерв роста внутреннего спроса — урбанизация. Восемьсот миллионов крестьян — это гигантский резерв внутреннего спроса.

Рост платежеспособности среднего класса и урбанизирующегося крестьянства рождает спрос на товары, а спрос на товары рождает спрос на капиталовложения. И, несмотря на стремление центрального руководства снизить темпы роста капиталовложений, сделать это не удается. В нынешнем году, видимо, они вырастут на тридцать-сорок процентов.

— Насколько велики инвестиции?

— Примерно девятьсот миллиардов долларов, или сорок процентов ВВП. И сегодня рост инвестиций уже неподконтролен центральному руководству. Появились новые независимые источники инвестиционной активности — частные корпорации и местные правительства.

— А насколько местные власти в Китае самостоятельны?

— Система централизована, но в вопросах инвестиций местные бюджеты имеют широкие возможности. И вообще межбюджетные отношения у них очень сложные. Доля федерального бюджета в ВВП очень маленькая, не более пятнадцати процентов, а всего доля бюджетных средств чуть больше двадцати процентов. Но есть то, что формально не является бюджетным финансированием, — финансирование через внебюджетные фонды и государственные банки. И это финансирование гораздо больше, чем через бюджет.

Но вернемся к решениям пленума. У процесса ускоренного развития китайской экономики есть вторая сторона, которая и обсуждалась на пленуме: за последние десятилетия ускоренного роста стали явными противоречия и разрывы между богатыми и бедными. Между средним классом и крестьянством. Между развитыми провинциями востока и менее развитыми провинциями запада. Они стали предметом общественного обсуждения в силу хотя и не полной, но растущей открытости китайского общества. И, что еще более важно, эти разрывы происходят на фоне усиливающихся злоупотреблений со стороны чиновников. Эти противоречия рождают недовольство, которое выражается в росте массовых выступлений граждан — пока против местных органов власти. Китайцы опубликовали статистику этих выступлений. Оказалось, что в прошлом году у них было восемьдесят пять тысяч подобных выступлений, а в 2004-м — семьдесят четыре тысячи. Налицо, таким образом, серьезный рост.

 pic_text1 Фото — AP
Фото — AP

— А что значит «выступлений»?

— Несанкционированных митингов, стычек с полицией. Были жертвы. О числе участников выступлений не сообщается, но это от миллиона до восьми миллионов человек. Чтобы успокоить общество, китайское руководство демонстрирует решимость в борьбе со злоупотреблениями. Так, были опубликованы данные о коррупции, данные о детях чиновников, занимающихся бизнесом. Первого секретаря Шанхайского обкома, одного из крупнейших партийных чиновников, сняли с должности и арестовали за растрату трех миллионов пенсионных денег.

— Вокруг этого скандала шли разговоры, что это борьба старого и нового кланов в руководстве страны.

— Конечно, это отражает борьбу кланов. Но одновременно это отражает понимание китайским руководством того обстоятельства, что в условиях социальных перекосов коррупционный фактор способен вызвать массовое недовольство населения и это создаст реальную политическую угрозу власти. И в ответ на это на пленуме была выдвинута идея построения гармоничного социалистического общества. Я это называю китайским вариантом стратегии недестабилизирующего неравенства. В Китае ведь, несмотря на формальное господство коммунистической идеологии, понимают, что всеобщее равенство невозможно. И мы понимаем, что и в демократическом обществе далеко не все имеют равные возможности доступа даже к правовой системе. Не говоря уже о неравенстве социальных и финансовых возможностей. Ясно, что равенство невозможно, но важно, чтобы неравенство было недестабилизирующим.

— Что имеется в виду под недестабилизирующим неравенством?

— Имеется в виду, что люди, чувствующие себя социально ущербными, должны видеть возможности компенсации. Нужны социальные лифты, которые могли бы поднять их или дать им возможность заработать. И китайцы дают свой вариант концепции недестабилизирующего неравенства под названием «гармоничное социалистическое общество». При этом социализм как политический строй под сомнение не ставится. Еще Дэн Сяопин сказал: «Мы сто лет не будем менять название строя, существующего в Китае». И Ху Цзиньтао подтверждает это. Если суммировать, то можно сказать, что в решениях пленума речь идет о корректировке механизма распределения результатов быстрого экономического роста в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

— Перераспределения?

— Нет, именно распределения. «Перераспределение» не совсем правильное слово, потому что оно означает «отнимать что-то у других». А речь идет именно о новом распределении вновь создаваемого богатства. В пользу бедных слоев, бедных районов. И плюс к этому борьба с коррупцией, которая должна показать людям, что власть закона укрепляется. Законность — это очень важная черта гармоничного общества по-китайски. То есть в решениях пленума речь идет не об изоляции Китая от внешнего мира, а об обращении к реальным социальным проблемам и диспропорциям, которые возникли в результате быстрого экономического развития.

Китай не противопоставляет себя мировому сообществу, как раньше, а старается быть с ним вместе

— Насколько вообще возможно в условиях Китая, где восемьсот миллионов нищих крестьян, эту диспропорцию ликвидировать... А каков, на ваш взгляд, социальный портрет современного китайского крестьянина?

— Крестьянство неоднородно. Не менее пяти процентов, то есть как минимум сорок миллионов человек, — это зажиточные крестьяне, уровень жизни которых приближается к уровню жизни среднего класса в городе. То есть это дом, автомобиль, телевизор. Но основная масса крестьян до сих пор не имеет доступа к бесплатному среднему образованию, к бесплатному медицинскому обслуживанию, к социальным гарантиям. С этого года Ху Цзиньтао и Вен Цзибао стали потихоньку эту систему ломать. В деревне начинает внедряться среднее, девятиклассное образование, система социального обеспечения — пенсии, медицинские бюллетени, пособия по безработице. В городе это уже существует, а в деревнях только-только появляется. И плюс освоение территорий, создание малых городов, средних городов, урбанизация, новые рабочие места. Конечно, это сопряжено с огромными сложностями и сопровождается принудительными переселениями крестьян, что, в числе прочего, становится причиной волнений. Хотя крестьянам дают деньги — двадцать-тридцать тысяч долларов на переселение, — многие не хотят переезжать. Но урбанизация в нынешних условиях — единственно правильный шаг, потому что это поддерживает рост. Кроме того, создание новых городов означает и ослабление давления на крупные города, массовое переселение в которые создает дополнительный источник напряженности. А формирование новых городов ведет к развитию инфраструктуры, дорог. Так что решения пленума действительно обращены к внутренним проблемам, но не за счет экспансии капитала.

 — История ХХ века показывает, что очень быстрый экономический рост часто заканчивается политическими потрясениями. Китай сможет этого избежать?

— Вероятность сохраняется. И волнения, о которых я говорил, скорее всего, будут нарастать. Но сам по себе этот фактор не может привести к политическим последствиям. Он опасен в сочетании с другими. Например, резкий экономический спад и всплеск безработицы. Или коррупция, которая достает людей в повседневной жизни.

— А серьезная оппозиция КПК есть?

— Оппозиция, конечно, есть. Есть движение «Фулунгун». Есть Тайвань. Есть китайцы в США. Но внутри Китая организованная оппозиция, если не считать «Фулунгун», отсутствует. Возможно, что «Фулунгун» могла бы при определенном развитии событий, при кризисе организационно противостоять власти. Но китайское руководство сумело ослабить ее влияние.

 pic_text2 Фото — Reuters
Фото — Reuters

— Насколько реальна в КПК выборность?

— Ну не остался же Цзян Цзэминь на третий срок.

— Но это же была передача власти по наследству.

— Не совсем. Там была внутренняя борьба, были сторонники третьего срока. И вообще определенные демократические подвижки видны в Китае, что называется, невооруженным взглядом. Например, порядка десяти процентов депутатов Национального собрания, парламента, голосуют против предлагаемых партией решений. С помощью Евросоюза проводятся выборы на уровне деревенских старост. В поселках, уездах. По-прежнему табу монополия компартии на власть. Пока экономический рост сохраняется, она остается легитимной в глазах китайского общества. Но, несмотря на это, в обществе идут поиски новой модели политической системы. В частности, обращают внимание на модели европейского социализма. Но более интересна, хотя пока это обсуждается только на аналитическом уровне, возможность после объединения с Тайванем возродить двухпартийную систему — Гоминьдан и КПК. Расчет на то, что после объединения недовольных оттянет на себя Гоминьдан. А Гоминьдан в глазах руководства КПК — это партия, которая в принципе разделяет те же подходы к развитию общества, что и КПК. Но пока все это на уровне рассуждений.

— Это обсуждается публично?

— Обсуждения не ведутся на страницах СМИ, но они идут в научных кругах. Я не хочу сказать, что Китай близок к демократии. Что процесс развивается, что компартия понимает необходимость политической реформы. Не дай бог, серьезный кризис, и не окажется силы, со своими структурами, кадрами, идеологией, идеями, которая может подхватить власть.

— А что представляет собой сегодняшняя КПК в социальном плане?

— Конечно, в первую очередь это чиновничество. Капиталистам разрешили быть в КПК и даже избираться в состав руководящих органов. Из пятисот богатейших людей Китая, согласно их данным, тридцать семь процентов — члены КПК. Это такая форма диалога с бизнесом. В ЦК тоже избраны два бизнесмена. Молодежь, за исключением тех, кто намерен делать карьеру, не хочет идти в партию, не хочет тратить время на партсобрания.

КПК старается создавать партячейки и на частных предприятиях. И сейчас на восьмидесяти с лишним тысячах частных предприятий существуют партячейки. Даже на «Мотороле» есть секретарь парткома. Но какая роль этих парткомов на частных предприятиях? Партком обеспечивает связь китайских рабочих с руководством, чтобы не было конфликтов. Если в той же Южной Корее профсоюзы это источник дестабилизации (разумеется, с точки зрения владельцев), то здесь партком гасит возможное недовольство. И конечно, бизнес понимает роль КПК и старается выстраивать лояльные отношения с партией и партийными чиновниками. Чтобы не трогали.

— Насколько мировая экономика способна выдержать дальнейший рост китайского ВВП?

— Эта тема актуальна, но она только сейчас начинает обсуждаться на аналитическом уровне, и она, на мой взгляд, должна быть связана с разработкой механизмов общепланетарного управления экономикой, ресурсами, финансовыми потоками. Конечно, китайское развитие — это вызов ресурсам, но это вызов существующим ресурсам. А есть еще ресурсы, которые можно освоить. Более того, именно рост китайской экономики актуализирует проблему глобального подхода к экономическому развитию. К внедрению общепланетарных инструментов не только экономического регулирования, но и освоения и потребления ресурсов.

— Хватит ли китайцам собственных ресурсов?

— Нет. С точки зрения энергоресурсов они чистые нетто-импортеры и будут таковыми оставаться; собственные запасы у них есть, но незначительные, потребление будет расти быстрее. По углю у них есть возможности, но там нужны очень большие вложения для разработки технологий, позволяющих минимизировать ущерб для окружающей среды. У них есть серьезные ресурсы железной руды, полиметаллов.

— А по сельскохозяйственным ресурсам — будут ли они в состоянии накормить свой город?

— И здесь они стали нетто-импортерами. За девять месяцев этого года у них на десять процентов вырос импорт продовольствия, в основном зерна и фруктов, из Таиланда, Юго-Восточной Азии, Тайваня.

— Но возможности для развития сельского хозяйства у них есть?

— Развитие собственного сельского хозяйства современными методами, за счет новых технологий, может привести к резкому сокращению потребности в рабочей силе на селе — безграмотной, полуграмотной — и к ее люмпенизации, поэтому современное развитие сельского хозяйства тесным образом связано с программой урбанизации.

 pic_text3 Фото — AP
Фото — AP

— Иными словами, попасть в импортную зависимость они не боятся?

— Абсолютно. Они совершенно спокойно смотрят на импорт. Это опять-таки взгляд с точки зрения глобализации. Они видят, что существует глобализация проблем безопасности, существует глобализация проблем экономического роста. Они понимают связь глобализации и взаимозависимости — поэтому они идут на многостороннее сотрудничество в этих вопросах. И это еще одна причина, по которой я не согласен с той интерпретацией решений пленума, о которой вы говорили.

— А есть все-таки в Китае идеологи закрытости?

— Конечно есть. Это, во-первых, часть старого аппарата — люди, которые видят все эти безобразия: «новых китайцев», социальные разрывы, новые формы поведения, роскошь — и говорят, что при Мао было лучше. Большую опасность для власти представляют и так называемые новые левые. Это молодое поколение, которое бьет по тому же: коррупция, социальные разрывы, неравномерное распределение доходов. Но они представляют активную часть населения. И в том числе реагируя на давление «новых левых», партия вносит идею гармоничного общества. Ху Цзиньтао дает понять, что он частично признает их правоту, но не собирается возвращаться к временам Мао: надо продолжать реформы, надо продолжать политику открытости, но надо и обращать внимание на социальные проблемы. Опять-таки с целью стабильности. Стабильность — ключ к пониманию всей китайской политики. Они боятся дестабилизации, возникновения хаоса и потери власти компартии. Тут еще интересно, что они эту концепцию выносят и на международную арену.

— А что они понимают под этим?

— Главная идея гармоничных международных отношений такова: голос новых глобальных игроков — а Китай хочет стать глобальным игроком — должен быть слышен на международной арене, они должны участвовать в создании новой международной архитектуры безопасности. Китай, в отличие от старых игроков — США, Европы, России, Японии, — игрок новый, и он хочет, чтобы его мнение учитывалось.

— В чем заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие современного Китая от традиционных наших представлений о нем?

— Это очень хороший вопрос, потому что у нас бытует множество замшелых представлений о Китае пятидесятых годов. Характерный пример. Недавно я читал выступление одного нашего депутата, который, протестуя против санкций в отношении Северной Кореи, восклицает: «Это что же, нам против Китая воевать?» То есть у него представление, что Китай собирается воевать на стороне Северной Кореи. А это абсолютно невозможно. Это непонимание всех мотивов китайской внешней политики. Китай не просто против Северной Кореи в вопросе ядерных испытаний. Он помогал Северной Корее продовольствием и товарами именно на условии непроведения этих испытаний. И сейчас Китай принимает беспрецедентные меры против Северной Кореи. Китайцы строят бетонную стену четырехметровой высоты вдоль всей границы — а это девятьсот километров. Строят, потому что боятся потока беженцев в случае введения санкций против КНДР. Они стали тщательно проверять все перевозки на границе с Кореей. Запретили переводы из Китая в Корею. Я участвовал в телемосте с Китаем по поводу Кореи. Китайцы давали исключительно резкие оценки корейским испытаниям.

— Чем, на ваш взгляд, объясняется подобная резкость?

— Китай исходит из концепции глобализации интересов национальной безопасности и национального развития. То есть он старается быть вместе с мировым сообществом в решении проблем безопасности. Он не противопоставляет себя мировому сообществу, как раньше, а старается быть с ним вместе. Экономически Китай свой для Запада. Конкурент, но свой. Политически чужой, потому что там монополия компартии на власть. Но укрепление экономического взаимодействия с Западом, укрепление взаимодействия в области безопасности с Западом (а пример с Кореей показывает, что Китай готов на это) и, наконец, те политические реформы, которые он начал, — все это делает Китай ближе к Западу.