Самарский прецедент

30 октября 2006, 00:00

Во втором туре выборов мэра Самары победил лидер местного отделения Российской партии жизни (РПЖ) Виктор Тархов, набравший 56% голосов. Его конкурент, которого поддерживала «Единая Россия», теперь уже бывший мэр Самары Георгий Лиманский, отстал почти на 16%.

Когда представители «Единой России», а также связанные с партией политологи объясняют, что произошедшее не стоит рассматривать как успех РПЖ — новой партии власти, а поражение, соответственно, как проигрыш «Единой России», они и правы, и не правы одновременно. Да, действительно люди голосовали не за Партию жизни и не против «Единой России», они голосовали против мэра Лиманского, от которого явно устали и которого, особенно в последние годы, явно не любили. К тому же Лиманский за свою долгую мэрскую карьеру успел показать себя не очень приятным человеком, который постоянно с кем-то во вражде, с кем-то в конфликте, и это тоже не добавляло ему очков. Другой вопрос: а почему тогда «Единая Россия», к которой Лиманский до недавнего времени не имел никакого отношения, поддержала именно его? Прежде всего из-за привычки партии власти поддерживать действующую власть, какой бы она ни была. Но не только. Пока популярный в городе и области Виктор Тархов (еще бы: с одной стороны, последний руководитель Куйбышевского обкома, с другой — бывший топ-менеджер ЮКОСа, а ныне крупный предприниматель, всегда выступающий против регионального и городского начальства) не принял решение баллотироваться на выборах мэра, основным конкурентом Лиманского предполагался Виталий Ильин. Ильин был ставленником крупного бизнеса, точнее той его части, которая в последнее время жестко конфликтует с губернатором Титовым, в частности — группы компаний СОК. Между Ильиным и Лиманским развернулась борьба за поддержку «Единой России», и Титову не осталось ничего другого, как поддержать своего давнего оппонента Лиманского — лишь бы не победил кандидат, близкий СОКу. Кандидатуру Лиманского поддержал и глава исполкома «Единой России» Вячеслав Володин. В итоге «Единая Россия» сделала ставку на Лиманского (который тут же оформил свое членство в партии) — а он проиграл Тархову (Ильин уступил им обоим).

Однако проиграла в Самаре все-таки и «Единая Россия». Самарские выборы показали, что ее поддержка, по большому счету, означает только то, что к поддерживаемому переходит полнота административного ресурса и статус кандидата власти. Но если что-то мешает полностью задействовать административный ресурс (в данном случае имело место противодействие влиятельной группы бизнесменов и РПЖ, получившей статус второй партии власти), а у населения чувствуется усталость от самой партии власти — ее поддержка оказывается неэффективной.