Рай для министров

Культура
Москва, 06.11.2006
«Эксперт» №41 (535)
Фильм Иоселиани доказывает, что политика — это ерунда и смешно заниматься ею всерьез

Отар Иоселиани — последний, пожалуй, из активно действующих по сей день классиков отечественного кинематографа. В СССР ему почти не позволяли работать — так что, сняв за десять лет всего лишь три полнометражных игровых фильма, он уехал во Францию, быстро превратившись в европейскую звезду. Сделать это ему было легко — в фильмах Иоселиани, при всей их демонстративной ориентации на частную жизнь, на подробное изображение быта, действие на самом деле происходит в некоем условном мире, дополнительном измерении, разглядеть которое с равным успехом можно и из Грузии, и из Франции, и, наверное, даже из Новой Зеландии.

В новой картине Иоселиани «Сады осенью», только что вышедшей в российский прокат, режиссер, пожалуй, впервые касается социальной темы. Главный герой — Венсан, министр не вполне понятно чего, — под давлением народных масс, протестующих по некоему тоже непроясненному поводу, подает в отставку, покидает официальную резиденцию и возвращается в реальную жизнь. Его квартира захвачена бездомными африканскими иммигрантами; его друзья, насколько можно понять, сидят на тех же стульях того же кафе, допивая бутылку, начатую, судя по всему, много лет назад. Бывший министр шляется по улочкам, напивается со всеми желающими, в буквальном смысле стоит на голове, навещает добросердечных подруг-проституток, налаживает контакт со странноватой матерью (в исполнении великого Мишеля Пикколи); в конце концов он вводит в этот новый, вечно существующий, неизменяемый мир своего преемника на министерском посту, тоже потерпевшего политический крах.

В принципе социальную тематику можно разглядеть и в «Листопаде», классическом фильме Иоселиани 1966 года: главный герой там пытался победить некачественных винопроизводителей, стремящихся любой ценой выполнить план. Какой-нибудь Гельман-старший сделал бы из этого сюжета новое «Заседание парткома»; для Иоселиани же борьба наивного юноши с бюрократами стала лишь поводом для очередного воссоздания видного лишь ему одному мира — предельно реального и все же отчетливо смещенного в какую-то идеальную плоскость. То же относится и к «Садам осенью» — какая нам разница, чем управлял Венсан, сельским хозяйством или атомной промышленностью; нам демонстрируют подлинный рай для отставных министров, полный грешных, выпивающих ангелов, и этого более чем достаточно. Иоселиани, снимающий фильмы практически без бюджета и без сюжета, с необязательными диалогами и непрофессиональными актерами, — возможно, единственный подлинный демиург современного кино, последний создатель достоверных миров на пленке; с «Экспертом» он поговорил о политике и о соотношении кинематографа с едой.

Прекрасная правда

— В ваших фильмах описывается самостоятельная вселенная, которая живет по своим правилам и законам. Вы специально создаете параллельный мир, который выглядит гораздо полноценнее реального?

— В нашем совершенно сошедшем с ума мире люди живут неизвестно по каким законам. Так что нет никакого греха в том, чтобы придумать им правила поведения, этику, дать и

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (535) 6 ноября 2006
    Россия и ВТО
    Содержание:
    Задержись на пороге

    Переговоры о вступлении России в ВТО застопорились, и это дает нашей стране шанс получить больше за допуск иностранных компаний на свой потребительский рынок

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама