История кончилась, но не по Фукуяме. Отныне наше будущее — это проект, считает Рифат Шайхутдинов, философ и предприниматель, заведующий отделением конфликтологии Петербургского государственного университета, с 2003 года — депутат Государственной думы. Теперь можно по собственному усмотрению создавать и разбирать государства, управляя историческими законами.
Причина — развитие технологий власти, проникших к концу XX века буквально во все сферы человеческой жизни. То, что раньше казалось незыблемым: национальная идентичность, высокие ценности, — все, вплоть до природы человека, подвергается теперь целенаправленному конструированию. «Строительство наций», креативный маркетинг и международный терроризм — примеры высоких гуманитарных технологий, используемых в современной политике и экономике.
Автор призывает осознать это и включиться в глобальную коммуникацию, развертывающуюся по поводу ключевых смыслов личной и общественной жизни. Шайхутдинов приводит пример: если в американской интерпретации демократии на первом месте стоит свобода личности, то в европейской — права человека. Никто не мешает и России выработать собственный стандарт демократии, основанный на уникальном понимании интересов человека и общества. Это — важнейшая черта наступившей эпохи: тот, кто не может предложить собственный проект, мгновенно теряет субъектность, становясь фигурой в чужой игре, что для государства равносильно утрате суверенитета, а для бизнеса — конкурентоспособности.
Власть же в России, по мнению автора, нуждается в коренной реформе — пока она способна оперировать только материальными активами, через распределение которых и пытается управлять всеми процессами в стране. А хуже всего то, что неготовность власти изменяться осознанным образом заставляет ее бояться любых социальных преобразований. Как выглядит инструментарий, с помощью которого это бессознательное «слепое» состояние можно было бы сменить на креативную «зрячесть», Рифат Шайхутдинов демонстрирует вполне убедительно.