Если банки беспечны

Спецвыпуск
Москва, 13.11.2006
«Эксперт» №42 (536)
Развитие ипотечного кредитования вовлекает в процесс все менее надежные категории заемщиков. Требования, предъявляемые страховщиками к андеррайтингу потенциальных клиентов, могут стать дисциплинирующим фактором, снижающим возможность роста невозвратов

В 2005 году объемы кредитования под залог недвижимости выросли втрое по сравнению с предыдущим годом — с 600 млн до 1,8 млрд долларов. За первые шесть месяцев 2006 года банки выдали еще около 1,5 млрд долларов ипотечных кредитов. Рынок растет очень быстро, и в ближайшие годы высокие темпы скорее всего сохранятся. Потенциальные заемщики, многие из которых брали потребительские кредиты и уже имеют опыт взаимодействия с банками, оптимистично оценивают свою долгосрочную платежеспособность и возлагают на ипотечные кредиты большие надежды. Сами банки, видя, что ипотека стала одной из наиболее динамично развивающихся финансовых услуг, расширяют присутствие на этом рынке. Такая ситуация сулит выгоды и страховщикам: ипотечное страхование по темпам роста не отстает от самой ипотеки, а следовательно, данный сегмент может рассматриваться как одно из самых перспективных направлений страхового бизнеса.

Тем не менее говорить об ипотечном страховании как о сложившемся рынке пока рано. По оценкам, на конец 2005 года его емкость составляла немногим более 17 млн долларов, а в первом полугодии 2006-го объем собранных премий, по разным данным, мог увеличиться еще примерно на 30 млн долларов. Лидерами выступают «Ингосстрах», Страховой дом ВСК, «Росгосстрах», «Уралсиб», РОСНО и «Спасские ворота». В силу того, что рынок существует всего несколько лет, объем собираемых премий значительно превышает объем выплат, что привлекает новых игроков. Однако дальнейшее развитие сдерживается рядом факторов, главный из которых — отсутствие у страховщиков опыта работы на ипотечном рынке. Не выработаны стандарты андеррайтинга заемщиков, нет данных для расчета страховых резервов, не отработаны механизмы урегулирования убытков по страховым случаям. Впрочем, лидеры рынка все равно уверены, что игра стоит свеч.

Бои без правил

С развитием ипотечного рынка банковская конкуренция становится все более жесткой. Важный элемент конкурентной стратегии (помимо снижения процентных ставок по кредитам) — совершенствование неценовых параметров ипотечных продуктов. Банк, стремящийся укрепить позиции в ипотечном сегменте, может предпринять ряд шагов, которые повысят привлекательность его услуг в глазах потребителей. Например, можно снизить первоначальный взнос по кредиту и повысить LTV (loan to value, показатель доли выданного ипотечного кредита в общей стоимости приобретаемой квартиры), чтобы вовлечь в ипотеку тех граждан, для которых накопление средств для вступления в ипотеку затруднительно. Другой вариант — расширение круга клиентов за счет учета альтернативных источников дохода заемщиков и «серых» доходов. Наконец, банк может предельно упростить процедуру выдачи кредита: сократить количество необходимых справок и уменьшить срок принятия решения. Именно эти процессы и разворачиваются сейчас на рынке ипотеки.

Однако подобные шаги, позитивно оцениваемые заемщиками, вызывают опасения у наблюдателей. Вовлекая в процесс ипотечного кредитования все более широкие категории граждан, банки подвергают себя пов

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (536) 13 ноября 2006
    Водка
    Содержание:
    Водочная эпидемия

    Ужесточение алкогольной политики — вопрос сотен тысяч человеческих жизней, а в конечном итоге — выживания нации

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама