— Структура рынка металлолома довольно-таки сложна, как выстраиваются отношения потребителей и продавцов металлолома?
— Ломозаготовительная отрасль сильно фрагментирована, доля рынка даже крупнейших трейдеров по экспертным оценкам не превышает десяти процентов от общего объема, в силу чего у каждого завода есть достаточно большой выбор потенциальных поставщиков. Такая ситуация выгодна металлургам, потому что намного проще иметь дело с разрозненными группами мелких продавцов через аффилированного трейдера, нежели с одним-двумя независимыми, которые могут начать диктовать свои условия. Кроме аффилированного трейдера меткомбинаты еще работают с массой мелких поставщиков.
— Какова обычно доля аффилированного трейдера в поставках металлолома металлургическому предприятию?
— По нашим оценкам, на аффилированного трейдера приходится не менее половины поставок сырья. Может быть и больше, но пятьдесят процентов — это минимум, необходимый для страховки от ценового шантажа.
— Почему бы тогда металлургам не обезопасить себя полностью — самим собирать лом?
— Организовать новую площадку непросто. Нужно получить лицензию, закупить все виды оборудования, найти опытных и надежных руководителей среднего звена, которые согласятся поехать, например, в Тюменскую область начальником площадки. На рынке известны примеры, когда лом, собранный на площадках аффилированного трейдера, обходился заводу-потребителю дороже, чем если бы он покупал его у независимого «площадочника». Создав аффилированные сети, сверхкрупные игроки обезопасили себя, но без мелких сборщиков, которые подвозят лом на площадки, они все равно обойтись не могут. В Белоруссии попробовали монополизировать сбор лома через площадки одной организации, что привело к снижению потока лома от частных лиц — пришлось разрешить сбор лома нескольким организациям.
— В стране ожидается настоящий бум строительства мини-заводов и других мощностей по электровыплавке стали. Как это отразится на структуре ломовой отрасли?
— Проектов действительно много анонсировали, но для них более существенна проблема не лома, а электроэнергии — в европейской части России она в дефиците. Те, кто уже начал строительство или близок к этому, имел возможность договориться о снабжении электроэнергией, а вот где будут брать электроэнергию новые претенденты — большой вопрос. Внутренняя потребность в ломе будет расти, думаю, она будет покрыта за счет снижения экспорта и увеличения глубины сборки лома.