Застолбить СНГ

Марина Тальская
13 ноября 2006, 00:00

Российские банки начинали осваивать рынки стран СНГ, обеспечивая интересы своих акционеров или крупнейших клиентов. Сегодня ситуация принципиально изменилась — соседние рынки стали привлекательны с точки зрения перспектив собственно банковского бизнеса

Последний месяц принес просто феерическую россыпь новостей об активности российских банков на рынках стран СНГ. В начале октября Внешторгбанк сообщил о намерении в ближайшей перспективе приобрести банки в Казахстане и Молдавии, причем сделка по покупке контрольного пакета казахстанского банка (одного из двух, с которыми сейчас ведутся переговоры) стоимостью до 50 млн долларов может завершиться уже до конца текущего года. Через несколько дней глава Национального банка Белоруссии (НББ) Петр Прокопович сообщил, что «до конца года, как и планировалось, российский Внешторгбанк станет главным акционером белорусского Славнефтебанка». Кроме того, Нацбанк Белоруссии до конца текущего года намерен договориться с инвесторами о продаже своей доли еще в двух белорусских банках — Белвнешэкономбанке и Межторгбанке. Петр Прокопович отмечает, что НББ рассматривает предложения «нескольких инвесторов», и можно предположить, что в их число входят и банки нашей страны.

24 октября первый заместитель председателя правления Сбербанка России Алла Алешкина подтвердила приобретение Сбером казахстанского Тексакабанка и реальную перспективу завершения до конца текущего года сделки по приобретению банка «НРБ-Украина» (43-е место по активам среди 166 действующих на Украине банков). Учитывая объявленные 8 ноября планы киевского Альфа-банка («дочки» российской «Альфа-Групп») войти в 2007 году в десятку крупнейших украинских банков и намерения «ВТБ-Украина» и банка «Мрия» («дочек» российского ВТБ на Украине) в 2007 году в три раза увеличить активы, а через пять лет войти в пятерку крупнейших украинских банков и занять не менее 5% банковского рынка этой страны, данное направление экспансии наших банков выглядит весьма оптимистично.

Недавнее сообщение Связь-банка о предстоящем открытии до конца текущего года более 50 пунктов по обслуживанию денежных переводов в Молдавии только дополняет картину нового этапа экспансии российских банков в странах СНГ.

Смена стратегии

Российские банки, ставшие пионерами в освоении пространства СНГ, открывали дочерние структуры в основном для обслуживания интересов своих крупных клиентов или акционеров. Характерные примеры — ИКБ «НИКойл», созданный в 1997 году, чтобы представлять интересы «ЛУКойла» в Азербайджане, или «дочка» Петрокоммерцбанка Unibank (год создания — 2002-й), призванный обслуживать обороты этой же нефтяной компании в Молдавии. Альфа-банк привели в Казахстан (в 1994 году) и на Украину (в 2001 году) интересы крупных клиентов — представителей нефтегазового сектора. Банк Москвы создал «дочку» на Украине (в 2005 году), чтобы, как было официально объявлено, «обслуживать торговые отношения между Москвой и Украиной». Белгазпромбанк появился в Белоруссии (в 1997 году) в качестве представителя компании «Газпром» и сегодня обслуживает все финансовые потоки своего основного акционера, его дочерних структур, а также отслеживает прохождение платежей за поставленный в республику российский природный газ.

Создавать дочерние банки под конкретного клиента сегодня уже никто не хочет. Правильный путь - это развитие независимых банковских бизнес-структур в странах СНГ

Однако в последние два-три года российские банкиры, создавая дочерние структуры в странах СНГ, руководствуются принципиально другими мотивами: они нацелены на создание полноценных банковских структур, использующих все возможности растущих рынков соседних стран. «Создавать “дочки” только под обслуживание конкретной российской клиентуры сейчас тупиковый путь, и доля таких своих клиентов в портфеле дочерних подразделений у многих банков снижается. Правильный путь — это развитие независимых бизнес-структур в государствах Содружества. Сейчас финансовые рынки во многих странах СНГ очень привлекательны: большинство бывших наших республик хоть и развиваются быстрыми темпами, но отстают от России на три-пять лет. На этом отставании, используя более современные, чем у местных банков, финансовые технологии, можно неплохо заработать», — объясняет директор департамента «Казначейство» Промсвязьбанка Олег Печенкин. «Сегодня наших банкиров влечет в СНГ серьезная недооцененность рынков, на которой можно хорошо заработать», — подтверждает гендиректор рейтингового агентства НАУФОР Виктор Четвериков.

Показателен в этом смысле банковский рынок Украины, пользующийся у российских банкиров наибольшей популярностью. Технологическое отставание местного банковского обслуживания, а также растущий спрос на банковские услуги, в том числе со стороны населения, уже привели на этот рынок западных монстров розничного банковского бизнеса. За короткий срок в финансовой системе Украины прописались Райффайзенбанк, BNP Paribas, Societe Generale Group, «Ренессанс Капитал групп», Хоум Кредит энд Финанс Банк. Но и россияне не собираются без боя отдавать «западникам» перспективный рынок. Симптоматично в этом плане появление на Украине банка «Русский стандарт», купившего АИС-банк. Оценив перспективность работы с украинским населением, спешно меняют стратегию и российские старожилы этого рынка. Так, Внешторгбанк в дополнение к «ВТБ-Украина», ориентированному на корпоративное обслуживание, приобрел банк «Мрия» с разветвленной филиальной сетью.

Некоторые из российских банков, уже присутствующих на украинском рынке, даже начали освобождаться от прежних «дочек», ориентированных на обслуживание корпоративных клиентов, и покупать многофилиальные украинские банки, пригодные для развития розничного бизнеса. Так, НРБ продал банк «НРБ-Украина» и с прицтелом на развитие розницы купил пакет многофилиального Энергобанка. Намерение продать украинскую «дочку» было зафиксировано и в отчете за 2005 год «Альфа-Групп». Но в сентябре нынешнего года первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев сообщил о намерении просто докупить крупный сетевой банк на Украине.

Дополнительный стимул для экспансии на украинский рынок — существенная недооцененность фондового рынка республики: за последние пару лет он вырос вдвое, при этом отстает от российского по технологиям и отличается большой волатильностью. К тому же в ближайшее время ожидается приватизация примерно 70% украинских предприятий, предстоит массированное IPO. Это открывает банкам хорошие возможности для инвестирования средств и кредитования сделок. Интерес представляет и украинская недвижимость, темпы роста цен на которую, как отмечает Виктор Четвериков, в течение этого года догнали питерские показатели. При этом потенциал их роста сохраняется: в Киеве наблюдается острая нехватка офисных помещений, так что город явно будет активно застраиваться.

Финансовые рынки во многих странах СНГ хоть и развиваются быстрыми темпами, но отстают от России на три-пять лет. На этом отставании, используя более современные, чем у местных банков, финансовые технологии, можно неплохо заработать

Вице-президент Национального банка «Траст» Александр Еремин (банк намерен до конца текущего года зарегистрировать полноценную украинскую «дочку») согласен, что на фондовом рынке Украины можно заработать сравнительно легкие деньги, но они, уточняет он, и более рискованные: «Когда рынок лихорадит, а это не такая уж редкость, учредители банков вряд ли порадуются». Так что стратегия «дочек» российских банков строится скорее в расчете на скорый банковский бум в республике, который, по оценке Александра Еремина, неизбежно наступит через год-два. Пока же сохраняется возможность заплатить за «прописку» на этом рынке вполне приемлемую цену.

Не только Украина

Смена стратегии работы «дочек» российских банков отмечается и на рынках других стран СНГ. Так, хотя основным клиентом молдавского Unibank по-прежнему остается «ЛУКойл», за последние пару лет банк существенно диверсифицировал свой бизнес. В число его клиентов вошли несколько местных предприятий, в частности лидеры бизнеса винодельческой отрасли, а также представители малого бизнеса. Кроме того, банк ведет активную деятельность на фондовом рынке, а с прошлого года усилил работу с населением: прирост клиентской базы составил более 20%. В абсолютном выражении это немного, чуть более трех тысяч новых клиентов, но в масштабах республики динамика солидная.

ИКБ «НИКойл», азербайджанская «дочка» «Уралсиба», также создававшийся под обслуживание одной компании, в последние годы активно начал работать с населением республики. 10 октября председатель правления «НИКойла» Василий Хамаза объявил, что банк в ближайшие два года планирует вложить минимум 50 млн долларов в проекты по строительству и переработке продукции АПК, в металлургическую и кабельную промышленность.

Дочерняя структура Росбанка, Белросбанк, созданный для обслуживания российско-белорусских энергетических проектов, за короткий срок обросла местной клиентурой, а сам банк уверенно вошел в десятку лидеров рынка. Заместитель председателя правления Росбанка Игорь Антонов признается, что активной экспансии на белорусский рынок способствовала «возможность предоставлять значительные ресурсы по ставкам чуть ниже рыночных». Банк активно работает с населением, которое местные финансовые организации кредитным обслуживанием не особенно балуют: запущено несколько розничных программ, в частности ипотека и автокредитование. Уверенно продвигает свои розничные продукты и белорусская «дочка» Банка Москвы. Вообще же белорусский рынок, на котором балом правят местные госбанки, оказался по отношению к финансистам из России наиболее лояльным из всех рынков СНГ: все дочерние структуры российских банков входят в десятку лидеров банковского сектора этой страны.

Методичнее всех обживает финансовые рынки соседей ВТБ. Еще в начале года руководство банка заявило об амбициозных планах охватить своим присутствием все рынки СНГ. Предполагаемый объем инвестиций на осуществление этого оценивается в 110–140 млн долларов на ближайшие два-три года. Пока закрепиться ВТБ удалось на Украине, в Грузии и Армении. Другому лидеру российского рынка, Сбербанку, как уже отмечалось, в результате длительных усилий удалось прорваться на рынки Казахстана и Украины. «Вхождение в рынок — это всегда непростая вещь, — отмечает директор Центра макроэкономических исследований “БДО Юникон” Елена Матросова. — И пока “входной билет” на банковские рынки стран СНГ стоит не очень дорого, пока рынки там не поделены окончательно, есть смысл войти туда и застолбить место. Пусть даже без особого сиюминутного экономического эффекта. На перспективу».