Письма читателей

Обзор почты
Москва, 20.11.2006
«Эксперт» №43 (537)
Комментарии читателей к статье «Водочная эпидемия»

2006, № 42(536)

Мужики в России умирают от двух причин — водки и злой жены.

Такой, если не ошибаюсь, диагноз поставил в начале века земский врач Антон Павлович Чехов.

Не думаю, что что-то существенно изменилось с тех пор, то есть причины, говоря современным бюрократическим сленгом, лежат в сочетании «социально-семейных» и «алкогольно-потребительских» факторов. Соответственно, решение проблемы может быть найдено только в комплексных мерах, поэтому манипуляции с рынком алкоголя сами по себе смысла не имеют. Какими могут быть эти меры? Не претендуя на полноту, предлагаю присмотреться к успешному опыту скандинавских стран, который у нас оброс мифами и трактуется совершенно неправильно. Не так давно беседовал на эту тему с коллегой из Норвегии, который как раз и занимается этой проблематикой. И вот что я, к своему изумлению, узнал: во-первых, нет прямой связи между ценами на алкоголь и пьянством, поэтому целью установления государственной монополии на продажу крепкого алкоголя является вовсе не прямая борьба с алкоголизацией, как принято думать, а извлечение максимальной (монопольной) прибыли на рынке и контроль над потреблением. Причем контроль не менее важен, он обеспечивает исчерпывающей информацией (кто пьет, как много, как часто и т. д.) тех, кто решает социальные проблемы, финансирование которых идет за счет прибыли от продаж. Во-вторых, проблема цен решается очень просто — это монопольная цена, т. е. цена, обеспечивающая максимальную прибыль монополиста; при большей цене потребление, конечно, снижается, но возникает опасность потерять контроль над рынком за счет переориентации части покупателей на другие источники. Кстати, цены на алкоголь в Норвегии относительно невелики, иллюзия высоких цен возникает от прямого пересчета с местной валюты на доллар, а в условных единицах, например в «булках хлеба», цены таковы: дешевое вино 0,75 л — от 3,5 БХ, дешевая водка 0,5 л — от 11 БХ, пиво (не монопольный товар) 0,5 л — 1 БХ, полубезалкогольное пиво (менее 3%) 0,33 л — 0,25 БХ; последнее, что интересно, пожалуй, самый дешевый товар в стране, дешевле коробка спичек.

И отвечая на сакраментальный вопрос «что делать?», можно предложить:

1) избавиться от эмоциональных иллюзий, на которые, похоже, поддались уважаемые авторы. Ведь приведенные графики больше отражают особенности работы Госкомстата, а не реальную ситуацию с потреблением и смертностью, не так ли? Надо честно признать: нет у нас данных по этому вопросу, интуитивные гипотезы есть, а проверенных данных нет. Почему бы «Эксперту» не начать эту работу — исследование российского пьянства — по технологии исследования среднего класса;

2) прекратить суетливые попытки установления госмонополии на производство алкоголя, это бессмысленная трата времени и сил. Нужна монополия на продажу, хотя бы для того, чтобы осознать реальность и овладеть ситуацией на рынке, но это только после того, как будут продуманы действия государства в «социально-семейной» сфере, которые будут финансироваться из монопольной прибыли.

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (537) 20 ноября 2006
    Политический атлас современности
    Содержание:
    Россия в мировых рейтингах: перезагрузка

    Исследование «Политический атлас современности» заставляет по-иному взглянуть на мировую политику. Место стран в мировой табели о политических рангах определяется не только тем, насколько они следуют идеалам демократии, но и тем, насколько они способны реагировать на внешние и внутренние угрозы

    Обзор почты
    Реклама