Другая Африка

Елена Борисова
20 ноября 2006, 00:00

«Мма Рамотсве открыла детективное агентство — в Африке, у подножия холма Кгале. Вот его нехитрое имущество: белый фургончик, два письменных стола, телефон и старая пишущая машинка. И еще чайник, в котором мма Рамотсве, единственная женщина-детектив на всю Ботсвану, заваривала чай pедбуш».

Так начинается первый роман британского писателя Александера Смита о приключениях мма Рамотсве.

Повествование, как и имущество агентства, тоже нехитрое и как будто вовсе и не детективное. Ну что, в самом деле, за расследование, в результате которого выясняется, что человек, представившийся отцом клиентки, никакой не отец, а просто бездельник, желающий хорошо пожить на старости лет за чужой счет? Или другое, когда Прешас Рамотсве обнаружила, что мужа ее клиентки съел крокодил?

Но за всей этой незатейливостью дел и нарочито наивным слогом перед читателем вдруг появляется образ удивительной страны Ботсваны — ее пастбищ с белоснежными коровами, пустыни Калахари, по которой бродят бушмены, воскресных католических школ, где девочек учат опасаться мальчиков и быть готовыми сказать им, что они христианки, но, к сожалению, не все мальчики понимают это…

Ботсванцы высоко держат голову. В этой стране нет политических заключенных и есть демократия, нет голодающих и есть банк, полный денег от алмазов. «Мы никому ничего не должны, — рассуждает мма Рамотсве. — А причина всех несчастий кроется, конечно, в том, что люди не способны различить добро и зло. Им нужно постоянно напоминать о том, что хорошо и что плохо, потому что сами они не станут ломать над этим голову». И хорошая женщина-детектив в хорошей стране помогает людям решить их проблемы, бытовые и этические.

Остается добавить, что автор романов о мма Рамотсве — профессор медицинского права Эдинбургского университета, председатель комитета по этике журнала British Medical Journal и вице-президент Комитета по генетике Великобритании. И написал он их уже восемь. А права на их экранизацию приобрел Энтони Мингелла.