Символическое бульканье

Культура
Москва, 20.11.2006
«Эксперт» №43 (537)
В российском кинематографе, возможно, заканчивается эпоха блокбастеров

Кто бы мог подумать в начале этого года, что отечественное кино, совсем недавно с таким увлечением вроде бы бросившееся строить один блокбастер за другим, на самом деле практически охладело к этому занятию? За «Дневным дозором», в январе собравшим поистине фантастическую для России кассу в 31 миллион долларов, не последовало ничего. Нет, конечно, отдельные не прочувствовавшие момент продюсеры еще пытались создать внушительное зрелище, в результате чего история мирового трэша обогатилась столь впечатляющими феноменами, как, например, сокрушительно провалившиеся «Сдвиг» и «Обратный отсчет»; однако ж в целом тенденция очевидна. Отечественная гигантомания оказалась недолговечна; неудивительно, что в ближайшем будущем нас ждет один лишь «Волкодав» — долгострой наподобие БАМа, затеянный еще до «Ночного дозора», накачанный деньгами во время блокбастерного бума и завершенный в новую эпоху, когда, похоже, столь внушительные комсомольско-голливудские стройки будут уже вовсе не ко двору.

Парадоксальным образом отечественное кино возвращается — на новом этапе — к своим стародавним, прочно, казалось бы, забытым корням. В 2006 году на первый план вышли фильмы с неотчетливой жанровой структурой и с ощутимым авторским началом. Именно они, как ни странно бы это показалось еще совсем недавно, формируют нынешний рынок и собирают кассу. Денежные поступления здесь отнюдь не оглушительные, зато, если учесть небольшие бюджеты, куда более привлекательные, чем миллионы «9 роты». «Живой» Александра Велединского, попытка метафизического осмысления чеченской войны, собрал в прокате почти столько же (около четырех миллионов), сколько кровавый триллер «Меченосец», где красиво падают вековые дубы и вертолеты, а посреди изысканного интерьера возлежит полураздетая Чулпан Хаматова; надо ли говорить, какой из этих фильмов окупился. Незатейливый, камерный «Питер FM» двоекратно опередил «Охоту на пиранью»; драматические «Сволочи», история о военных детях, немногим уступили второму «Бумеру», который целиком обязан своим успехом «Бумеру» первому — практически всю кассу он собрал в первую неделю, дальше разочарованные зрители смотреть его отказались.

Отечественные фильмы теперь редко лидируют в хит-парадах; зато впервые за постперестроечное время у нас стали появляться — и, главное, добираться до зрителя — живые и современные картины. Пример тому — два только что вышедших в прокат фильма, которые еще недавно имели бы мало шансов появиться бы на свет.

Мечта о прорабе

«Свободное плавание» — первая самостоятельная работа сценариста и режиссера Бориса Хлебникова. В «Коктебеле», снятом Хлебниковым в сотрудничестве с Алексеем Попогребским, российская глубинка была весьма условным фоном для несколько бессодержательного роуд-муви: мальчик с отцом с не вполне понятной целью перемещались к морю, продираясь сквозь идиллические деревни и удирая от опасных дальнобойщиков. В «Плавании» Хлебников решил целиком погрузиться в провинцию, раствориться в ее медлительном, лишенном внятных примет времени с

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (537) 20 ноября 2006
    Политический атлас современности
    Содержание:
    Россия в мировых рейтингах: перезагрузка

    Исследование «Политический атлас современности» заставляет по-иному взглянуть на мировую политику. Место стран в мировой табели о политических рангах определяется не только тем, насколько они следуют идеалам демократии, но и тем, насколько они способны реагировать на внешние и внутренние угрозы

    Обзор почты
    Реклама