14 ноября «Газпром» и итальянская Eni завершили длившиеся более года переговоры о сотрудничестве и подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В его рамках «Газпром» продлевает срок действующих контрактов на поставку газа в Италию с 2017-го до 2035 года. Кроме того, он получает возможность со следующего года осуществлять конечным итальянским потребителям прямые поставки газа, объем которых будет доведен к 2010 году до 3 млрд кубометров. Это сравнительно немного — 3% от объема всего итальянского рынка, третьего в Европе, или 14% от объемов газа, продаваемого российской компанией своему итальянскому партнеру в настоящее время. Тем не менее этот договор, кроме некоторых дополнительных доходов (по нашей оценке, до 200 млн долларов в год), имеет для «Газпрома» принципиальное значение в борьбе за стратегически важный европейский рынок и выгодные условия работы на нем. Италия становится второй после Германии страной, где российская компания вопреки желаниям еврочиновников устанавливает частичный контроль над сбытом газа.
Этот успех может стать тенденцией и особенно важен после недавнего отказа европейцев от предложения по расширению присутствия российской компании в обмен на поставки газа со Штокмановского месторождения. Кроме того, прямые соглашения с итальянцами и продление контрактов наносят удар по планам чиновников ЕС создать общеевропейский энергетический рынок с новыми правилами игры и подчиненным положением продавцов по отношению к покупателям. Европейский Союз пристально следит за отношениями Eni и «Газпрома» и даже послал итальянцам запрос о более подробной информации по сделке. «Мы ожидаем ответ и до этого времени не можем комментировать этот договор», — сказал «Эксперту» пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгсa.
Заключение договора между Eni и «Газпромом» не было ожидаемым событием. Сначала подписание сорвалось из-за неудачного выбора партнера — Бруно Ментасти, друга Сильвио Берлускони — и разразившегося после этого скандала. Затем представители Eni вместе с российскими газовиками очень долго, но не очень успешно пытались выработать новую версию скомпрометированного договора. Судя по всему, дискуссионные вопросы были сняты после того, как союз между компаниями одобрили на самом высоком уровне. Глава Eni Паоло Скарони отметил, что в подписании этого «исторического соглашения» фундаментальную роль сыграли «контакты между нашими правительствами». Политический аспект переговоров отметила и авторитетная итальянская бизнес-газета Il Sole 24 Ore, которая 8 ноября рассказала о 20-минутном звонке по этому поводу Романо Проди Владимиру Путину.
О том, какие выгоды от сделки получит Eni и как будут развиваться отношения компаний в дальнейшем, участники соглашения сообщают туманно. Но, похоже, двойственный союз имеет большие перспективы. Соглашение о стратегическом партнерстве — это «подготовка для более тесного сотрудничества между Eni и “Газпромом” и в целом между Италией и Россией», — подчеркивает итальянский премьер-министр Романо Проди. Впрочем, лояльность итальянской компании к российской монополии не стоит переоценивать: она отважилась на этот шаг только после того, как договорилась с Алжиром об увеличении поставок газа и прокладке в Италию нового газопровода из этой страны.
Вероятно, Eni примет совместное с «Газпромом» участие в приобретении нефтегазовых активов ЮКОСа, которые в ближайшее время будут продаваться с аукциона. Итальянцы надеются на подрядные работы по освоению гигантского Штокмановского месторождения. Кроме того, Eni, не так давно участвовавшая в качестве субподрядчика в строительстве газпромовского трубопровода «Голубой поток» в Турцию, похоже, рассчитывает на расширение сотрудничества в этой перспективной области. Не случайно, как сообщает упомянутая Il Sole 24 Ore, Eni поделится с «Газпромом» новой технологией Tap, позволяющей увеличить давление в газопроводах до 140 атмосфер, что дает возможность транспортировать двойной объем газа.
Российский монополист, в свою очередь, уже давно проявляет интерес к итальянским энергетическим активам Eni, например к ее «дочке» EniPower, объединяющей семь электростанций. Впрочем, «Газпром» такие возможности не комментирует, а насчет российских дел Eni IlSole 24 Ore замечает, что «решение будет зависеть от Кремля и самого Владимира Путина».