Воля и смирение в политике

20 ноября 2006, 00:00

Мы с искренним удовольствием представляем вам исследование «Политический атлас современности»

Для этого чувства есть несколько причин, но главная из них заключается в том, что за последние несколько десятилетий это первое по-настоящему глубокое исследование мировой политической реальности, сделанное силами русской политологии.

Первоначальная цель исследования выглядела локальной. Хотелось доказать себе и миру, что существуют самые разные политические системы и то, насколько успешны (в том числе в экономическом смысле) страны, к этим системам относящиеся, зависит не только от уровня развития демократических институтов.

Однако по мере накопления материала (а было исследовано около двухсот стран) и его анализа стало понятно, что участники проекта имеют шанс выйти на совершенно новый уровень понимания того, по каким законам живет современная мировая политическая система. Вместо привычных одномерных конструкций, выстраивающих страны в шкалах «демократия—недемократия», «высокое качество жизни—низкое качество жизни», «большая внешняя зависимость—низкая внешняя зависимость», стала вырисовываться многомерная картина мира, где все эти параметры оказываются не случайными, выбранными волей глупых или умных правителей и народов, а взаимосвязанными и в большой степени предопределенными — историей и природой. Стало понятно и то, что построение лучшей (согласно Уинстону Черчиллю) из политических систем современности — демократии — при одновременном сохранении суверенитета страны или иных достижений населяющих ее народов в большинстве случаев требует огромного напряжения сил и духа многих поколений ее граждан и правителей.

Проблема, о которой европейская цивилизация забыла за несколько десятилетий жизни без войны, заключается в том, что каждая страна существует в условиях больших или меньших внешних и внутренних угроз. И ее государственная политика определяется прежде всего необходимостью противостоять этим угрозам. Насколько велико многообразие типов и мер угроз, настолько же велико разнообразие адекватных политик. Адекватных в том смысле, что государство справляется с угрозами и при этом сохраняется как государство и способно медленнее или быстрее двигаться вперед, шаг за шагом повышая благополучие граждан.

Одни страны выбирают модели более авторитарные — как правило, это страны, живущие в условиях высоких угроз и желающие сохранить суверенитет. Другие страны выбирают модели более демократичные — как правило, это страны живущие в условиях низких угроз и/или не имеющие воли и материальных ресурсов сохранять свой суверенитет.

Впрочем, что значит «выбирающие»? Атлас доказывает то, что, казалось бы, было всегда известно, но иногда забывается. Политика любой страны, с одной стороны, глубоко исторична. Так глубоко, что даже страшно об этом думать. И только те страны, которые, смиряясь с историей, готовы шаг за шагом преодолевать угрозы и при этом упорно двигаться к неясному идеалу, оказываются в конечном итоге наиболее успешными. Англия и Америка, пожалуй, главные образцы таких политик.

Россия в этом, историческом, смысле оказалась и награжденной, и обремененной. Очевидно, что ее территория, количество государств, с которыми она граничит, количество ресурсов, которыми она владеет, ее прошлое как центра коммунистического мира, а также сложность положения всех стран на ее южных границах определяют высокий уровень внешних угроз, с которыми должна справляться ее политика. Однако так было всю ее историю, и за эту историю Россия успела накопить такой ресурс международного влияния, который не смог уничтожить даже распад СССР. Этот ресурс (он же бремя) сегодня есть главный фактор, определяющий ее политику. И это надо ясно сознавать не только выстраивая отношения в мире, но и выстраивая и оценивая успехи внутренней политики.

Достаточно долго работая с материалами Политического атласа современности и применяя выводы проекта к анализу конкретных политических ситуаций, мы можем уверенно сказать, что это новый и эффективный инструмент политического анализа. И мы надеемся, что он будет признан не только нами.