Сообразите на троих

Русский бизнес
Москва, 20.11.2006
«Эксперт» №43 (537)
Чтобы выполнить национальный жилищный проект, надо создать эффективную связку бизнес—муниципалитеты—федеральная власть и воспользоваться апробированными за рубежом инструментами стимулирования строительства жилья для семей со средним и низким уровнем дохода

В последнее время не утихают дискуссии вокруг национального проекта «Доступное жилье». Как независимые эксперты, так и кураторы жилищной программы признают, что она буксует, и предлагают собственные рецепты спасения. Одни — строить большие поселения в окрестностях крупных городов, другие — субсидировать процентные ставки по ипотечным кредитам, третьи — позвать китайцев, которые построят много дешевого жилья, и т. д. Одна из последних идей недавно была выдвинута спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. Он предложил создать государственную жилищную корпорацию, которая будет распределять государственный заказ на строительство домов среди частных компаний. По мнению Миронова, такая госстройкорпорация позволила бы решить проблему завышенных цен на жилье и гарантировала бы строительным компаниям заказы на несколько лет вперед.

С чего начать?

Строительные компании от идеи главы СФ не в восторге: они не верят в эффективность такой госструктуры и полагают, что ее создание не принесет пользы рынку. Во-первых, застройщики опасаются, что государственная корпорация будет иметь монопольное положение на рынке земли и действовать в ущерб частным строительным компаниям. Во-вторых, строительные компании боятся ценового демпинга со стороны госстройкорпорации, поскольку в этом случае им будет сложнее выживать на рынке. В-третьих, участники рынка полагают, что схема распределения госзаказа будет не совсем справедливой. И наконец, создание такой корпорации не приведет к увеличению объемов строительства, в первую очередь зависящих от количества предоставленных под застройку земельных участков, их подготовленности и пригодности для застройки. Не говоря уже о том, что эффективно работать такая корпорация сможет не раньше чем через несколько лет.

«Создание госкорпорации — напрасная попытка найти простое решение сложных задач», — говорит генеральный директор петербургского холдинга RBI Эдуард Тиктинский. «Не понимаю, откуда у чиновников такая тяга к централизации, — недоумевает заместитель генерального директора белгородского ЖБИ-1 Андрей Минаев. — Почему никто не обращает внимания на региональные различия и особенности? Ведь есть регионы, где жилье вообще не строится. А есть регионы, где его строится много. Так, может быть, сначала надо выяснить причины таких диспропорций?»

Действительно, почему бы не начать с этого? Ведь, если проанализировать алгоритм реализации национального жилищного проекта, то выяснится, что его кураторы никак не учитывают особенности региональных рынков. На муниципальном уровне нет цельной системы сбора и анализа информации о динамике экономического развития местности, точках роста или депрессивных районах. «Нет также качественных и достоверных статистических данных, позволяющих выяснить, какое жилье пользуется спросом, какова структура этого спроса и уровень платежеспособности», — констатирует аналитик рынка недвижимости Денис Кочегаров.

Логика подсказывает, что сначала надо собрать информацию, которая поможет определить дальнейшую судьбу нац

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (537) 20 ноября 2006
    Политический атлас современности
    Содержание:
    Россия в мировых рейтингах: перезагрузка

    Исследование «Политический атлас современности» заставляет по-иному взглянуть на мировую политику. Место стран в мировой табели о политических рангах определяется не только тем, насколько они следуют идеалам демократии, но и тем, насколько они способны реагировать на внешние и внутренние угрозы

    Обзор почты
    Реклама