Жизненная сила Севера

Егор Новиков
4 декабря 2006, 00:00

В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) уже видны результаты реализации значимых социальных программ: кривая рождаемости в регионе ползет вверх, растет продолжительность жизни

Совместный проект журнала «Эксперт» и правительства Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра неожиданно для многих стал одной из наиболее социально развитых территорий страны. О том, какие существуют эффективные пути защиты интересов населения в отдельно взятом регионе, в интервью «Эксперту» рассказывает губернатор округа Александр Филипенко.

— Александр Васильевич, какие показатели социального развития региона больше всего вам греют душу?

— Наша особая гордость — повышение уровня рождаемости в округе. Сегодня Югра по этому показателю занимает третье место в стране: у нас ежегодно появляется на свет свыше 20 тысяч младенцев — больше лишь в Дагестане и Чечне. Хотя еще в середине девяностых годов демография в округе вызывала тревогу. Сейчас же в целом в регионе налицо положительные демографические тенденции: сокращается младенческая смертность, снижается количество разводов, численность населения трудоспособного возраста превышает количество пенсионеров.

— За счет чего такой прогресс?

— Прироста населения нам удалось добиться благодаря целому комплексу мероприятий, направленных на укрепление семьи, благосостояния населения, за счет резкого снижения детской смертности и других мер. Так, в сентябре 2003 года постановлением правительства Югры была утверждена концепция демографической политики округа до 2015 года. Она направлена на поддержание демографической динамики, соответствующей потребностям устойчивого экономического развития региона.

В этом документе представлены три варианта демографического развития округа. Из них самым оптимальным наши специалисты считают тот, где основной упор делается на повышение рождаемости и снижение смертности. Выбор этого сценария в качестве приоритетного позволит сформировать предпосылки для позитивного социально-экономического развития Югры и потребует разработки исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления нормативно-правовых и программных документов.

— А как в округе обстоят дела с развитием законодательства, направленного на социальную защиту населения?

— В последнее время у нас принят ряд значимых социальных законов. К ним относятся законы «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства», «Об адресной социальной помощи», «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Югры, родившимся в 2000-м и последующие годы» и другие, направленные на оказание государственной поддержки различным категориям населения, в том числе многодетным семьям.

Есть у нас и целый раздел программ, ориентированных на детей. В частности, программа «Дети Югры» на 2006–2010 годы представлена наиболее социально значимыми целевыми подпрограммами — «Здоровый ребенок», «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи», «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав детей», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети коренных малочисленных народов Севера», «Одаренные дети».

Ряд законов и программ направлен на улучшение жилищных условий. К примеру, только по программе «Молодой семье — доступное жилье» из бюджета региона предоставлены субсидии 1 118 молодым семьям, введено в эксплуатацию свыше тысячи квартир, в стадии строительства находятся еще 907 квартир. По окружному законодательству молодым семьям в случае рождения детей, а также с учетом уже имеющихся, предоставляются субсидии на строительство или приобретение жилья, льготные кредиты. Уже в этом году таким образом освоено около двух миллиардов рублей, которые получили 850 молодых семей.

— В вашем регионе часто используют такое понятие, как «качество жизни». Что оно подразумевает?

— Под качеством жизни мы имеем в виду конкретные условия жизни людей. Мы считаем, что главная задача, которая стоит перед властью, — она, собственно, для этого и придумана — это создать качественные условия для жизни человека. В округе даже принят специальный закон «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа», который включает статьи об основных показателях обеспечения качества жизни югорчан, полномочиях органов государственной власти региона по предоставлению помощи гражданам в случае снижения качества жизни, социально-психологической поддержки, социальном планировании и мониторинге качества жизни населения.

— Каково качество жизни пожилых людей в округе, есть ли здесь какие-нибудь подвижки?

— За последнее время нам удалось увеличить продолжительность жизни в округе почти на четыре года. Сейчас среднестатистический житель у нас живет 69 лет, а не 65, как в среднем по России. И в ближайшее время мы планируем довести этот показатель до 70 лет. Этого мы смогли достичь в том числе благодаря качеству услуг по охране здоровья пожилых людей. У нас интенсивно реализуется национальный проект «Здравоохранение». В округе строятся новые больницы, обеспеченность врачами и медсестрами сегодня составляет 99 процентов, чего нет практически ни в одном другом российском регионе.

— А что можно сказать о доходах населения?

— Важный результат — то, что с начала года у нас произошло увеличение реальной заработной платы на 17 процентов. Для нас это существенные цифры, потому что средняя зарплата у нас, так скажем, не самая низкая в Российской Федерации. Кроме того, с осени прошлого года мы подняли на 44 процента зарплату в бюджетной сфере. Это серьезное движение вперед, которое позволило нам вывести бюджетников из опасной зоны, где доходы находятся ниже прожиточного минимума. Нынешняя средняя зарплата бюджетников у нас составляет порядка 18 тысяч рублей.

Хотя, конечно, она еще далека от средней зарплаты в округе, которая сейчас достигает 26 тысяч рублей.

У нас всяких проектов, как у дурака махорки, да нет человека, который взял бы и сумел их реализовать

К сожалению, пока отстающие показатели доходов у нас в аграрном и лесном комплексах, в некоторых других отраслях. Здесь совместно с бизнесом нам надо думать о том, как изменить ситуацию к лучшему.

— В последнее время в округе все чаще говорят о подушевом финансировании. О чем идет речь?

— Основа нашей бюджетной политики в последнее время заключается в том, что мы все жестче пытаемся реализовывать принципы целевого финансирования. Имеется в виду прежде всего подушевое финансирование: ориентированность на человека, на результат, а не на количество, например, классов или содержание сети.

Сама жизнь требует этого пересмотра. Посмотрите: сегодня вокруг да около образовательного процесса ходит более половины всех работающих в школе, а людей, которые собственно учат, гораздо меньше. Очевидно, все надо соотносить с тем, насколько эффективно тратятся деньги в школе. Но — не снижая качества образования! Это принципиальная позиция правительства Югры.

— В российских регионах образованию нечасто уделяют большое внимание. Похоже, в Югре иная ситуация?

— Мировая практика показывает: успешны только те государства, где наука, образование и высокотехнологичное производство составляют не менее 70 процентов валового продукта, а 30 процентов — сырье и все остальное. В России пока все наоборот. Наивно считать, что мы шагаем правильно, а весь мир не в ногу. Как вы знаете, по многим показателям российское государство, к сожалению, не самое успешное в рейтинге стран. В этом смысле ориентир на науку, образование, высокие технологии для нас чрезвычайно важен.

Судите сами: если еще не так давно у нас практически не было высшей школы, то сейчас в округе учатся более 50 тысяч студентов. А подготовка квалифицированных кадров в регионе прямо влияет и на развитие экономики.

— Почему сегодня оказались востребованы именно «выращенные», свои кадры, ведь всегда обходились без этого?

— Нередко мы слышим упреки: что вы там в своей тайге делаете? Дешевле купить специалиста, технологию в Свердловске, Обнинске или в какой-нибудь «Вашингтонской» области. Действительно, если это надо завтра к вечеру, то так и нужно делать. Но мы никогда не изменим структуру экономики в автономном округе, если не будем последовательно формировать собственную научно-техническую и образовательную базу. Только профессионалы, подготовленные люди определяют успех дела. Это — одна из самых сложных проблем, в том числе и в Югре. У нас всяких проектов, как у дурака махорки, да нет человека, который взял бы и сумел их реализовать. Формирование научно-образовательных кластеров, как говорят умные люди, действительно необходимо. И здесь следует тратить столько денег, сколько требуется, дабы обеспечить движение вперед.