Демократия и реальный суверенитет

Политика
Москва, 11.12.2006

Комментарии к статье В. Ю. Суркова «Национализация будущего»

В

своей статье в «Эксперте» (см. №43 (537) за 2006 год) Владислав Сурков продолжил развивать прежде всего тему обеспечения нашей национальной конкурентоспособности во все более усложняющемся мире с его конфликтующими национальными и корпоративными интересами, идеологемами, политическими культурами. Сразу же можно отметить, что обращение к этой теме полностью оправданно и востребовано. Формула обеспечения национальной конкурентоспособности нашей страны перед лицом грозных соперников и конкурентов все еще далека от завершенности. Едва ли не сердцевиной этой формулы стало понятие суверенной демократии, вызвавшее оживление и (в целом плодотворные) дебаты в нашей стране и привлекшее внимание за рубежом — мне недавно в этом довелось убедиться воочию в ходе дискуссий с рядом видных западных политологов в Гарвардском университете.

Демократия для России — действительно «свежий продукт». По данным опроса, проведенного весной 2006 года ВЦИОМом, из десяти основных демократических ценностей в России привилось пока только три — многопартийность, свобода СМИ и свободные выборы. В связи с этим у нас явно недостаточно осознано то, что демократия — это прежде всего более эффективная система управления государством и обществом, чем другие формы власти. В целом для демократии характерно более оптимальное соотношение между прямыми и обратными связями — как по вертикали, так и по горизонтали. Такого рода управленческая эффективность демократии особенно наглядно проявляется при рассмотрении длительных исторических периодов функционирования или развития той или иной страны. А в современных условиях одним из параметров демократии действительно является наличие саморегулирующихся сетей, которые оказывают все более сильное воздействие на традиционные, складывавшиеся веками, сравнительно медленно эволюционирующие «властные иерархии». Полномасштабный учет таких сетей, имеющих в том числе трансграничный характер, необходим и с точки зрения оптимального построения политики национальной безопасности России.

Для нас управленческая эффективность демократии отчетливо проявилась в известных итогах холодной войны, в итогах экономического соревнования двух систем. В частности, демократия призвана обеспечивать гражданский контроль над Вооруженными силами (и другими силовыми структурами), что у нас часто неверно интерпретируется как некий эквивалент полицейского надзора над ними. На деле же гражданский контроль — это прежде всего реализация функции оптимизации военного строительства, военных расходов, содействие правильному выбору приоритетов военно-стратегического планирования. Функцию гражданского контроля наряду с гражданским министром обороны призваны осуществлять аппарат главы государства, парламент, гражданские компоненты исполнительной власти, независимые от военного ведомства правительственные и неправительственные эксперты.

Но такие итоги холодной войны отнюдь не означали необходимости копирования нами той политичес

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (540) 11 декабря 2006
    Китай
    Содержание:
    Внутреннее развитие через глобальную экспансию

    Переориентация на внутренние источники роста, развитие здравоохранения и образования, повышение энергоэффективности экономики, большее внимание к вопросам экологии и превращение китайских компаний в глобальных лидеров — за счет этого Китай планирует стать ведущей экономикой мира ко второй половине XXI века

    Обзор почты
    Реклама