Из гетто

Книги
Москва, 11.12.2006
«Эксперт» №46 (540)
Книга Михаила Козырева призвана стереть границу между маргинальным русским роком и большой культурой… или показать, что она уже стерта

Если представить современную российскую культурную жизнь подобием географической карты, едва ли не первым, что бросится на ней в глаза, окажутся немногочисленные, но гордые анклавы — обособленные самодостаточные области, практически не связанные с окрестным ландшафтом. Такова, к примеру, бардовская песня, иногда, в наиболее ярких своих проявлениях, просачивающаяся в верхние слои отечественной музыкальной жизни, но в массе своей продолжающая вести загадочное придонное существование. До недавнего времени (собственно, до экранизации текстов Сергея Лукьяненко и Марии Семеновой) подобной terra franca оставалась русская фантастика — со своими невидимыми большому литературному миру звездами и париями, трендами и революциями и, что гораздо важнее, со своим вышколенным читателем, не интересующимся, как правило, ничем, кроме этого специфического жанра. Более того — по сей день живет по собственным диковинным законам невероятно сложный и самобытный конструкт, именуемый русским роком — музыка, процветающая в заказниках летних фестивалей и эфире «Нашего радио» и, как может показаться, не слишком плотно интегрированная в мировую и российскую культурную реальность.

Впрочем, после выхода первой (и, есть ощущение, наиболее значимой) части трилогии Михаила Козырева с симптоматичным, позаимствованным у группы «Би-2» названием «Мой rock-n-roll», последнюю фразу, пожалуй, следует переписать, заменив настоящее время прошедшим. Своей книгой автор, страстный энтузиаст отечественного рок-движения, окончательно размывает границы рок-культуры, уверенно вписывая ее в куда более широкий контекст и отводя ей место где-то между высокой поэзией и крупным бизнесом.

Основная часть «Rock-n-roll'а» — тринадцать компактных очерков-мемуаров, посвященных разнообразным приметным личностям от Вячеслава Бутусова и Мэрилина Мэнсона до Иосифа Бродского и Бориса Березовского. В качестве бонуса к ним прилагаются расшифровки тринадцати радиоинтервью с российскими и импортными рок-звездами — среди них брутальный Rammstein и полузабытая Маша Макарова, гламурно-готичные H.I.M. и экстравагантная Жанна Агузарова. Завершают книгу истории тринадцати провокационных и скандальных музыкальных проектов, так или иначе попавших в поле зрения автора, а также репринты тринадцати неоднородных черновых набросков, принадлежащих перу самого Козырева и его друзей.

Однако наиболее важная, программная часть «Rock-n-roll'а» — это, безусловно, воспоминания: им отводится роль тарана, призванного пробить кирпичную стену гетто и, окончательно уничтожив окутывающий русский рок ореол закрытости, разом инкорпорировать его в общекультурную жизнь. И ключевой метод, при помощи которого автор достигает этой цели, предельно прост и эффективен — в каждом своем суждении и оценке Козырев безукоризненно, стопроцентно серьезен и искренен. Называя Земфиру «новой Ахматовой», а Кинчева — «истинным героем», он в самом деле имеет в виду то, что говорит: никаких постмодернистских кавычек, ни малейшего намека на ерничанье или, упаси Госпо

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (540) 11 декабря 2006
    Китай
    Содержание:
    Внутреннее развитие через глобальную экспансию

    Переориентация на внутренние источники роста, развитие здравоохранения и образования, повышение энергоэффективности экономики, большее внимание к вопросам экологии и превращение китайских компаний в глобальных лидеров — за счет этого Китай планирует стать ведущей экономикой мира ко второй половине XXI века

    Обзор почты
    Реклама