Политика как моральная проблема

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
18 декабря 2006, 00:00

Как и большинство тех, кто примкнул к коммунистическому движению сразу после Первой мировой войны, Лукач прожил бурную жизнь. Участник Венгерской революции 1918 года, он завершил свою политическую биографию Венгерским восстанием в 1956-м. Но в отличие от большинства других членов мятежного правительства не был репрессирован. Новый руководитель Венгрии Янош Кадар понимал масштаб и значение человека, прославившего Венгрию как крупнейший философ ХХ века.

Хотя Лукач был преданным марксистом, в СССР его считали ревизионистом, замалчивали, но не трогали, благо большую часть своей жизни он прожил в Европе. Язык его политических текстов, пронизанных ссылками на классиков марксизма, многим покажется советской архаикой, однако темы — вечны для всех политиков. И главная из них — связь и противостояние политики и морали, что особенно актуально для периода революции.

Сборник открывает один из самых известных текстов Лукача, написанный им буквально за несколько недель до того, как он стал коммунистом, — «Большевизм как моральная проблема». Социалисты того времени самим фактом большевистской революции были поставлены перед трагической альтернативой: выбрать путь постепенного преобразования общества, реформ и компромиссов, одновременно взвалив на себя ответственность за все преступления капитализма (а для человека 1918 года, пережившего ужасы мировой войны, они были очевидны), или, выбрав «быстрый» революционный путь, отвечать за неизбежные во время революции террор и преступления.

В этой статье Лукач выбирает компромиссы, демократию и социал-демократию. А уже через два месяца, вступив в компартию, он пишет статью, тоже вошедшую в сборник, «Тактика и этика», в которой защищает революционный путь и большевизм… Осмысление этой «трагедии выбора» пронизывает все тексты сборника. А для нас по крайней мере делает яснее причины выбора и Лукача, и многих тысяч других революционеров и энтузиастов того времени. И не только того.