Потребность на пустом месте

Анастасия Алексеева
18 декабря 2006, 00:00

Чем отличается кутюрье от обычного портного? А тем, что первый сам придумывает фасоны и заставляет покупать плод своей фантазии, а второй шьет как все — и то, что уже принято. Кутюрье приглашает модников примерить новый образ, а портной просто «обстраивает» фигуру «лесами». Инновационный подход к одежде зародился, конечно же, в Париже, но вопреки ожиданиям первым кутюрье стал англичанин. С рассказа о нем Тангейт и начинает путешествие по миру моды — с конца XIX века до наших дней.

Это остроумная монография о том, что стоит за успехом самых эффективных предприятий в сфере люксовой одежды, и она вполне может стать классическим учебником для историков моды. Вот, правда, методы работы автора иногда ставят в тупик: наряду с эксклюзивными интервью глав компаний Тангейт также довольствуется болтовней с пиарщиками, перепиской по электронной почте и изучением веб-сайтов…

Несомненный плюс книги в том, что она абсолютно лишена занудства и до отказа напичкана забавными историями. В частности, про знаменитый британский бренд Burberry. Клетчатую ткань — символ марки — настолько полюбили британские чавы (представители хулиганствующей субкультуры, кто-то вроде гопников), что людей в кепках и шарфах Burberry перестали пускать в пабы. А молодежной обувной марке Dr. Martens до сих пор приходится оправдываться за то, что ее грубые ботинки носят все скинхеды. На своем сайте компания трогательно презентует их как культурных и образованных молодых людей, которые гордятся своими рабочими корнями. Правда, потом их испортил «национальный вопрос».

На протяжении всей книги автор не жалеет шпилек в адрес модной индустрии. Глянцевые журналы Тангейт называет не иначе как крайне ангажированными: сотрудничество глянца и моды давно носит личный характер, выраженный в фирменных карточках на скидки, а ругать друзей не принято. Не может не порадовать и сентенция о том, как выпуск аксессуаров подрывает люксовый бизнес: «отоварив» сумочку Dior, счастливая модница уже спокойно натягивает дешевые джинсы. И с этим не поспоришь.